Артем Филимонов: Беллетристика.
Обычно творчество Артёма Филимонова вызывает массу споров. Отдельные ценители авангарда презрительно отмахиваются: а, ещё одно следствие харизмы Хармса и Бретона (как будто Артём не заявляет с самого начала, что он — дадаист и сюрреалист). Другие отплёвываются, не в силах выдержать детский язык, нелепые сюжеты (там, где они вообще есть), обилие символов смерти и разложения, перегруженность текста описанием элементов быта. Однако, все эти претензии, по большому счёту, относятся только к форме произведений, которую можно принимать или принимать. Ведь, с другой стороны, решительно все читатели отмечают чёткий и ясный язык Филимонова, а также незаурядное чувство юмора (только Артём мог начать рассказ «Королева» с фразы: «Танечка нечаянно забеременела»). На самом деле, ценность произведений Филимонова заключается в дотошности описания феноменологической природы предметного мира, когда постоянно оказывается, что люди — те же вещи, а вещи наделены если не свойствами человека, то уж живого существа точно — причём, в одном и том же пространственно-временном континууме («Жертва любви», «Утро хорошего человека» и т.д.). Переживания героев рассказов Филимонова роднят их, скорее, с кэролловской Алисой («Я съела хорошую таблетку, но была неправильно понята и умерла. Если меня так здорово не понимают, значит, я какая-то особенная, а раз я какая-то особенная, то я, значит, — королева», «Королева»). Но постоянно выявляемая нелепость устройства мира не получает конструктивного развития: практически все рассказы Филимонова заканчиваются смертью, понимаемой как закономерным явлением природы (за исключением, возможно, «Чесарото» — хоть символизм рассказа и может быть подвергнут различным толкованиям). Тем не менее, Филимонов — оптимист; ведь для его онтологии смерть не является катастрофой — просто переходом в другое состояние, не вмещающимся в человеческое представление о бытии. Более того, иногда автор словно издевается над ограниченностью человеческого восприятия… но, что делать, вот уж такой он писатель, Артём Филимонов.
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|