Михаил Мирский: Взгляд с негатива.
Первое, с чем сталкиваешься, погружаясь в уютный мир тонкой и ненавязчивой лирики Михаила Мирского - это эффект узнавания. В этом состоит одновременно слабость и сила его творческой позиции. Слабость, потому что Михаил открыто отвергает спектр художественных средств и формальных изысков, свойственных постмодерну. Сила, ибо Михаил не становится таким образом одной из добровольных жертв (сетевого, в том числе) декаданса. Он не пытается раздвинуть существующие рамки, не впадает в эстетство, но пестует свое мастерство в (сравнительно)традиционных и вовсе не потерявших свою прелесть способах описывать действительность с помощью поэзии. В этом смысле особенно удается автору пейзажная лирика:
"Солнце в сетке растений,
догорало и слепло.
И рассыпало тени,
словно пригоршни пепла."
или
"Где по каплям сетью ветхою
тополь солнце вывесил,
где дрожит под каждой веткою
глаз стрекозьих вымысел."
Лирический герой данного сборника - действительно взгляд(зачастую - зрачок смотрящего).
"Это тоска идет и сутулится, чьи-то шаги, тень
в зрачках мглистых.", "Ты выходишь во двор, увлеченный процессом расширенья зрачков.", "Он трет ладонями виски. В его зрачке, как в объективе, застыл мучительный изгиб в непогрешимой перспективе.", "Взгляд метнется по кленам, вспыхнув, рухнет на донник и уснет, опаленный в золотистых ладонях."
Автор предстает перед читателем как наблюдатель и философ. Процессы, происходящие в природе, он отождествляет с конфликтами своего внутреннего мира. "Тянет дымом с покоса. Ветер трогает запах, зараженный вопросом непонятным, внезапным…"
Интересно, что автору присуще постоянство в манере рифмовки: у него есть почерк.
Интонация Мирского и его подход к решению композиционных задач сравнимы с поздним Пастернаком:
"Это дождь, весь в свинцовых заплатах,
в запыленные рамы стучится,
сожалея о наших утратах
и о том, что не сможет случится.
Незамеченный, там же, где пятна
этажей и незапертых ставен,
он, заплаканный, рухнет обратно,
на стекле отпечатки оставив."
Прочитав такие блестящие строки, как этот отрывок из "* * * (Мне послышался голос знакомый..." невозможно не проникнуться лирикой Михаила Мирского.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Евгений Никитин
|