Семен Беньяминов (Молодченко): Из цикла "Кумачовщина".
Первый сборник Семёна Беньяминова, написанный в период с 1960 по 1964 год, был издан в США издательством New England Publishing Co уже только в 1990 году — и в этом нет ничего удивительного. Дело даже не в том, что подобные стихи были немыслимы в советскую эпоху, весь сборник звучит как приговор советскому режиму!
Не мне судить, как тяжело дались эти стихи автору — но даже я понимаю, что написанное было смертельно опасно не только писать, но и просто подумать. Уже одно это обстоятельство поднимает поэзию Беньяминова на недосягаемую планку. Однако, мне бы хотелось, чтобы читатель оценил бы не только удивительную отвагу автора, но и художественные достоинства его стихов.
«Кумачовщина» — довольно неровный сборник, без стопроцентно выдержанной концепции; но это и не нужно, учитывая, что, по сути дела, в течение всего цикла разрабатывается одна и та же проблема (даже, скорее, определённый её ракурс) — а именно анатомия социалистической идеологии. Да, именно анатомия — поскольку чувствование реальности доходит до тактильных ощущений, похожих не столько даже на залихватский удар комиссарской шашкой, сколько на скальпель комитетовского хирурга-садиста. В изувеченном, бесформенном от пыток советской действительности «упоительно вежливо // кровь пролилась» («Кумачовщина»), «улица порезом распадается» («Стены»), «затянули вальцы тело человечье // только голова катается, как шар» («Поэма о труде»). Но объектом насилия всегда оказывается безмолвный народ — и остаётся лишь удивляться, насколько от преступных идей страдают не идеи, а люди, их исповедующие. Именно это обстоятельство даёт мне основания считать, что поэзия Семёна Беньяминова — серьёзное социально-философское исследование, далеко выходящее за рамки политической рефлексии эпохи оттепели. Тем более, что недостаточность для автора хрущёвского компромисса очевидна…
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|