Семен Беньяминов (Молодченко): Из цикла "Совкладбище".
Как уже говорилась, первая часть собрания сочинений Семёна Беньяминова ("Кумачовщина"), в основном, касалась "физиологии" режима, выраженной в отождествлении государства с живым телом (отсюда - образы крови, боли и т.п.).
Второй сборник Семёна - это, по сути, логическое продолжение первого, но если до этого речь шла, больше о звериной эпохе Сталина, то теперь выражением советской идеи является окостенелая эпоха застоя (а также путч 1991 года, похоронивший остатки протухшего режима). Таким образом, монстр умирает, и физиология мифа вполне естественно заменяется танатологией мифа (название сборника "Совкладбище" в этом плане мне представляется крайне удачным).
Интересно, однако, что общее омертвение коммунальной эпохи, похоже, совсем не отражается на коллективном сознании народа - в этом плане первый и второй сборник удивительно гармонируют; причём, в сборнике "Совкладбище" (особенно в заключительных произведениях) Семён особенно акцентирует особенности народного этого коллективного сознания - общинность, терпимость и... чувство юмора.
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|