Михаил Волков: Между корнями и кроной.
«Если кто-то повредит корни, то нам крышка». Это не совсем точное цитирование одного из героев повести Михаила Волкова «Между корнями и кроной», но её, на мой взгляд, главная мысль.
Никогда мне не попадалось подобного чтения. Повесть можно было бы отнести к фантастике, но, принимаясь за фантастику, сразу принимаешь текст как фантастический, нереальный, а здесь читаешь о, казалось бы, невероятных вещах и – веришь, веришь, что так оно было и есть на самом деле. Возможно, секрет автора в искусстве тонко вплетать необычное или невероятное в привычную жизнь.
Самое начало, возможно, не очень удачное, традиционно-похмельное, так сказать, давалось не без труда и некоторой озадаченности, но затем желание входить дальше и дальше в круг героев повести постоянно росло. Поэтому, читатель, немного терпения – и ты попадёшь в мир «плантофилии». В этом мире люди любят растения – деревья, цветы и т.п., но это не любовь экологов, лесоводов, садоводов или сентиментальных поэтов и барышень, в мире плантофилии люди и растения становятся любовниками и любовницами, женихами и невестами. И если он тебе не очень понравится или попросту вызовет недоумение или даже отторжение, ты будешь вознаграждён остроумными диалогами, сентенциями и парадоксами этих плантофилов. Автор искусно сплёл их судьбы и поселил в средиземноморском доме – этакий «Декамерон» двадцать первого века, – откуда они десантируются в далёкую Сибирь. Зачем? Через всю повесть проходит линия загадочного сибирского племени амо, люди которого, умирая, превращаются в цветы. Племя во главе с мудрым шаманом поклоняется «человеческому» дереву Элонхи, которое воспринимается не как элемент природоописания, а как одушевлённый персонаж повести. Амо говорят на языке, в котором нет настоящего времени, а есть только прошлое и будущее, ибо настоящее – это только миг, недостойный своей временной формы. Но не буду пересказывать повесть, её надо читать!
Итак, между корнями и кроною…
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Александр Викторов
|