Яна-Мария Курмангалина: После зимы.
Честно говоря, мне с этого кресла, на котором я сижу и пишу данную рецензию, не видна общая тема, объединяющая стихотворения цикла «После зимы» в единое целое. Можно было бы предположить, что этой темой могла бы являться тема одиночества, но это, во-первых, было бы слишком банально - достаточно высокое качество текстов Я.-М. Курмангалины не позволяет допустить такого предположения, во-вторых, *** (тунис) явно выбивался бы тогда из этой темы. Мы загадку эту отложим в сторону, надеясь, что Автор раскроет секрет хотя бы в замечаниях под сборником, и обратимся к характеру поэтики Автора и к свойствам каждого текста в отдельности.
В первых двух произведениях наш взгляд сразу же будет прикован к странному графическому оформлению текста. Перечитав их снова и снова, мы без труда обнаружим в строфе обычные четыре строки с перекрёстной рифмовкой, пусть и с внутренней звуковой метафорой ("горечь"-"борешься" и др.). Вероятнее всего, Автор таким расположением строк нарочно хотел сбить вполне чёткий ритм и обратить внимание на отдельные слова. А, может, и нет. Но наше измученное загадками сознание вполне способно вылечиться изумительной, чистой, как роса, метафорой "…Где, возле речки, на/старый лад,/тихо скрипит веслом/лодка,/что слушает лай собак/и,/прислонив плечо/к пристани,/дергает привязь,/как/рыба в воде – крючок.".
Третий текст интересен для меня тем, что написан он от первого лица описательно о субъекте, который скрывается под местоимением второго лица "ты". Так обычно пишутся тексты о тех частях себя, о тех событиях, на которые хочется, но не можется взглянуть со стороны, но этот момент относится, скорее, к психологии, чем к филологии.
Четвертое стихотворение - классический трехстопный амфибрахий с перекрестной рифмой (сложных и составных нет).
Пятое интересно своей тема-рематической структурой веерного типа, где стабильной повторяющейся темой является город через репрезентирующих его имяреков, неких "кто-то", делающих всяческие разные штуки в этом самом городе, описание которых и является ремой.
Шестое - четырехстопный ямб со смежной рифмой и усеченной последней строкой.
Обо всех текстах можно сказать, что они - цельные, с четкой структурой, внутреннее развитие ситуации показано последовательно, без скачков и сбивок. Автор на ухабах не спотыкается, а ведет повествование, что косу плетет – это Автору в жирные-жирные плюсы.
Хочется отдельным пунктом отметить то, что сборник пришел на рецензию с ПРАВИЛЬНО расставленными знаками препинания, что меня, как редактора, а по совместительству и корректора, не может не радовать.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Ульяна Заворотинская
|