Дина Мележ: Чёрный бестиарий.
Вслед за белым бестиарием просто обязан был появиться чёрный. Если первый - это список действующих лиц, то второй - action. Белый - называние, чёрный - действие. Зима и кипящая смола.
Соответственно, здесь меньше ярких статичных образов, о которых писала Ульяна в своей рецензии к "Белому бестиарию", но с новой силой вспыхивают потрясающие Динины неологизмы, создавая необходимую динамику этой авангардной пьесы:
до зоплых скряжей в клипких лапках
до сельных прябей в залихватских усах
до приряби в обезбрязших уже глазах
лебять, лебять её - проскосно!
лябо лебять!
любно!
и потеряв
вселявь
и потерев
всеябель -
вонзиться октЯбрем
въяктябрить вонзой -
в широкую шею радуг
улепяющих тебя, о, небо!
Произведения Дины Мележ - это уникальное явление в современной поэзии, такой глубины, таких диаграмм метафизических колебаний не создаёт никто. Вот, например, процесс возникновения тьмы из света, живой чёрной энергии из сияющего небытия:
гулять белыми вялкими губами
по некрашенной оконной раме
и гулять белыми вялкими губами
по холодному стеклу
и увидеть
вдруг
луну
и
сказать
0
и держать это восхищённое 0
на лице
восклицание-сфинктер
послевялость
междузабвенье
вспыхнув
канет
опустит
глаза
потеряно
0
и вот уже по законам жанра мы двигаемся обратно в небытие:
и вот снова -
гулять белыми вялкими
губами
и гулять велкими вялкими
губами
Это какое-то непередаваемое шаманство. Постоянные переходы из одного состояния в другое, противоположное. Из чёрного в белое, из смерти в жизнь: "да/нет", "червь в яблоко черепа", "внутри у меня дёрнулся ребёночек - тот прошлогодний".
когда вместе горят -
два огонька
то один
пропадая
становится
чёрной воронкой
становится
телефонной трубкой
становится причиной
по которой второго огонька
не
становится
Потому в цикле так важен образ зеркала, да и вообще оба Дининых бестиария постоены по принципу зеркальности, и мне по-человечески жалко, что они написаны только в этом году, не было у меня в прошлом такого роскошного материала для диплома.
Кроме того "Белый бестиарий" + "Чёрный бестиарий" дают в сумме языческий сакральный символ -круг - на небе - солнце, на земле - нарисованный мелом или составленный из горящих свечей - необходимая защита для магических обрядов.
Будьте осторожны, читая Дину Мележ. Это поэзия на грани с магией. Она пугает и завораживает, как поэзия скальдов. Она прекрасна.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Дарья Пиотровская
|