h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Daria Borisova: Собака (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Daria Borisova: Собака.

Фантастика (или фантазия?) в начале рассказа вдруг превращается в жестокую реальность в конце, и понимаешь, что никакая это не выдумка (говорящая собака и прочее). Если не с кем поговорить – разговариваешь с собакой. Да была ли собака?
Откровенно говоря, никогда не понимал и не оправдывал таких, как Юпа… (Сейчас вы уже спрашиваете: каких? Но рецензенту нельзя выдавать тайны автора, уж потерпите до конца рассказа). А тут вдруг какая-то тяжесть на сердце, когда дочитал до конца… Д. Борисова заставила читателя пожалеть Юпу… это ли не признак того, что рассказ удался?



Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Алексей Петров

Daria Borisova

Собака

Юпа сидела на лавке в голом парке и думала. Она всегда думала. Думала, думала и думала «Как не думать?». Подошла собака. Псина, темного окраса, с рыжими пятнами, похожая на овчарку с помесью. Такую, как она хотела в детстве. Породистые все независимые, несмотря на то, что собаки. А полупородистые – преданные.
- Привет, - Юпа осторожно положила холодную ладонь ей на голову, собираясь погладить ее шерсть, но, не зная, как отреагирует пес на ее движение.
- Привет, - ответил пес.
Юпа замерла с поднятой рукой, открыв рот и глядя собаке прямо в ее собачьи уставшие глаза.
- Ммм…- тихо проскулила Юпа. Думать она перестала, непонятное междометие вырвалось как-то само собой, непроизвольно, и фактически ничего не означало.
- Что? – тихо спросил пес, – Аа...жаль….- протянул он и многозначительно опустил глаза. Он постоял еще немного, созерцая состояние Юпы, которая находилась практически в коме. Потом, шагнул в сторону, не поднимая глаз, собираясь уйти, но вдруг передумал, вернулся и положил морду ей на колени.

Они просидели так час: пес, терпеливо ожидающий продолжения разговора и Юпа, понемногу приходящая в себя. Постепенно Юпа очнулась:
- Эх ты, псина! – она потрепала собаку по ушам, - Доктора, доктора, срочно доктора! - усмехнулась она самой себе, - А собак я люблю. Собаки добрые.
Пес отряхнул головой, весело вильнув хвостом:
- Я рад, – устало, но искренне сказал он. - Меня зовут Эйты.

***
Юпа открыла глаза и закашлялась от едкого запаха нашатырного спирта.
- Ну как, девочка, все в порядке с тобой? – над ней склонился молодой симпатичный врач. Недалеко от скамейки, на которой она лежала, столпились люди. Рядом стояла карета скорой помощи.
- Я не девочка, - пробурчала Юпа.
- Оригинально, - улыбнулся врач, - но я женат. Эвакуироваться в больницу будем?
- Нет, - четко и быстро ответила она, - Нервный срыв на почве перенапряжения, недоедание, недосыпание. Свежий воздух и здоровая пища.
- Точно! – врач снова улыбнулся, - Ну…не болей, - он протянул руку.
- Спасибо, - Юпа ответила на рукопожатие.
Карета уехала. Люди разошлись. Из-за дерева вышла собака.
Юпа оглянулась на нее и, запустив руки в карманы, пошла по парку к остановке. Пес шел за ней.
- Ненавижу…- тихо выругалась Юпа. Ей показалась, что она услышала вопрос «Кого?». Она снова оглянулась, и, убедившись, что собака находится на приличном расстоянии от нее, успокоилась.
- Эй ты, эй ты, эйты…- бормотала она, словно говорила самой себе «да бред все это!».
- А тебя как зовут? – собака, словно услышав свое имя, тремя скачками оказалась возле нее.
- Мммм…- снова заскулила Юпа.
- Юпитер, - обреченно ответила она, - можно просто Юпа.
Пес улыбнулся:
- Очень приятно.
- Какие мы вежливые, - пробурчала Юпа. Она медленно вышагивала, выставляя вперед то одну, то другую ногу, так, словно разговаривала сейчас с человеком, которого давно знала, но которого не хотела видеть.
- Что? – переспросил пес.
Юпа пожала плечами.
- Откуда такое странное имя? – продолжил он.
- Увлекаюсь астрономией, - ответила она. – Ты не будешь против, если мы помолчим. А то люди начинают нервно оборачиваться.
- Конечно, - сказала собака.

***
Голос у пса был низкий, с хрипотцой, как у рок-певцов.
Юпа зазвенела ключами и открыла дверь, пропуская пса вперед. Он зашел и скромно сел на коврик для обуви.
- Проходи в комнату. – Юпа захлопнула дверь.
Собака проводила ее взглядом, перебирая передними лапами.
- Да ты не стесняйся. Ужинать будешь?
Собака покачала головой.
- Значит, будешь. Мяса нет. Есть гречка и сигареты.
- Я не курю, - улыбнулся пес.
- А я курю, - горько усмехнулась она.
Они ужинали на кухне.  Пес рассказал, как ему приснилась Юпа: как будто он встретил ее одну в лесу; она шла по тропе, спустившись с холма; он нагнал ее; она сказала, что вдвоем им будет веселей; но в его сне он разговаривать не мог и просто молча согласился идти рядом.  
Юпа возразила, что собаки не видят снов. Пес обиделся. На пять минут. Потом о своей жизни стала рассказывать Юпа. Они сидели до ночи.

Пес услышал шарканье в прихожей и поднял одно ухо. Потом приоткрыл один глаз, закрыл, снова открыл. Юпа загремела на кухне посудой, щелкнула горелкой на плите, достала ложку.
- Половина четвертого, - сонная собака встала в проеме кухонной двери, - У тебя бессонница?
- Нет…да, - Юпа вздрогнула от звука хриплого голоса в полутьме.
Пес зевнул и лег под столом.

***
- «У человечества есть один главный порок. Он ведет его через века истории, совершенствуя цивилизацию и убивая само человечество. Этот порок – гордость. Человек гордится своими убеждениями и достижениями, наивно полагая, что он продвигается вперед. Он стремится заполучить харизму Бога, он позволяет разговаривать с собой, разрешает обращаться к нему, великодушно-безразлично выслушивает слова, произнесенные другим человеком, который тоже «бог». Против любого яда есть противоядие. Даже если оно пока не открыто или стоит за множествами табу. У гордости оно тоже есть. Это смерть. Смерть существа, без которого «бог» не предполагает жизни. А когда это происходит, гордость исчезает. Человек, со всеми его достоинствами и достижениями, становится никем. Ничем. Гордость ведет человечество вперед со скоростью света. Но там, впереди, там, где есть конечная точка, человечество ждет, нет, ни смерть, его ждет ничтожность и беспомощность перед необратимым  процессом, жестокость которого заключается всего лишь в его естественности». – Юпа положила книгу на край кухонного стола.
- Все существа на земле ждет смерть, - пес поднялся с пола и сел.
- Какую-то тему мы невеселую подняли, - усмехнулась Юпа.
- А собаки – гордые? – помолчав, спросила она.
- Ну…да, - пес задержал взгляд на паркете, - Собаки гордятся своими хозяевами.
- Получается, что их… то есть, вашу  гордость и составляет это самое существо, без которого нет жизни?.. Значит, теряя это существо, вы не становитесь ничтожеством, вы исчезаете вместе с ним…
- Получается, что так. – Пес поднял голову к форточке, в которую улетел окурок горящей сигареты. Он удивился. Как он сам об этом не догадался. Или, может, он знал, просто не осознавал, что знал.
- Собаки тоже занимаются само-психоанализом? – Юпа наблюдала за псом, по глазам которого можно было прочитать, как крутятся мысли в его голове.
- А ты давно умеешь говорить? – вдруг спросила она, не давая собаке ответить на предыдущий вопрос.
- Четыре года назад, - сказал пес, немного помолчав, словно размышляя отвечать или не отвечать на этот вопрос, - я проснулся и услышал звуки, которые произносят люди, желая сообщить о чем-то. Говорили люди, не я. Но я их понял, понял смысл их разговора. Понял, что сам могу говорить. Сначала я учился говорить, пугая детей, - пес, словно извиняясь, улыбнулся и добавил в свое оправдание, - Им никто не поверит, что есть говорящая собака. Ну а потом…
Форточка громко хлопнула, окно распахнулось, и ветер-сквозняк закрыл кухонную дверь, выдирая занавески на улицу, поднимая их к крыше, бросая мелкий снег на кухонный стол. Юпа принялась закрывать окно.
- А потом ты стал пугать меня…- продолжила она, - Собака ты, собака! - она ласково обняла пса за шею и потащила к подоконнику. - Ты точно не куришь?

***
В комнате зазвонил телефон, и Юпа сняла трубку:
- Да…алло…да, мам. Хорошо, завтра вечером…нет, меня не будет дома…по делам…что значит, по каким? У меня не может быть своих дел?...не знаю…я же говорю, не знаю…кстати, у нас в семье пополнение…какая валерьянка, я говорю про собаку, у нас теперь будет жить собака…так вот я тебя сейчас и предупреждаю, что у нас дома животное…она вам понравится, она умная…хорошо, пока.
- Завтра приедут родители, - Юпа оглянулась к псу, который опустил морду в ее сумку и носом втягивал запахи духов, косметики, цветных непонятных квадратиков, белого порошка.
Собака молча кивнула.
Юпа ушла на кухню, забрав с собой сумку.
- Ты будешь обедать? – окликнула она пса через полчаса.
- Да, - собака выползла из-под стула. Она не беспокоила Юпу, интуитивно угадывая моменты, когда ей необходимо было относительное одиночество.

***
Юпа хотела порыться в сумке, чтобы найти ключи, но в подъезде было темно. Родители, вероятно, уже приехали, так что они откроют дверь. Она нажала на кнопку звонка и облокотилась на стену.
- Черт, - она нажала на звонок второй раз и, не отпуская его пальцем, уперлась головой в дверь, - Ну же! Мне тут не очень тепло. Открывайте.
Мать осторожно открыла дверь.
- Привет, - Юпа в темноте наткнулась на нее.
- Час! Час ночи! Где ты была?
- Как доехали, мам? – Юпа проигнорировала вопрос, - Как тебе наша псина?
- Мы дома уже больше шести часов, но никакой собаки я пока не увидела, - мать иронично усмехнулась, - Твоя привычка разыгрывать людей не к месту может обернуться когда-нибудь против тебя.
- Эйты! – позвала Юпа.
- Что?? – мать недоуменно оглянулась.
- Так зовут собаку, - кивнула, словно успокаивая ее, Юпа.
- Прекрати издеваться! Никакой собаки нет. И не кричи, разбудишь отца. – Мать направилась в комнату.
- Как это нет. Есть она. Большая, темного окраса с пятнами, помесь овчарки. Она умная. – Юпа стояла в прихожей, не раздеваясь.
- Ужин на плите, - мать захлопнула дверь в комнату.
В квартире было холодно. Юпа зашла на кухню, заглянула под стол, открыла ванную, балкон…
- Она же была!...- она крикнула, швырнув ногой табурет. Она забежала в зал, стала шарить под тумбой, под сервантом, под диваном.
- Почему ты кричишь? – мать вышла из комнаты, - Я же просила…
Юпа сидела под стулом, свернувшись, как будто от холода.
- Она была! – она снова закричала. - Была! Здесь. Она спала под этим стулом!
- Прекрати! – мать вытащила ее. – Хватит!
Юпа вдруг заплакала: беззвучно, но так сильно, что не могла сказать больше ни слова. Вышел сонный отец. Он смотрел, как его дочь билась в понятной одной только ей истерике, потом взял ее сумку и молча вышвырнул через балкон.
- Она успокоится, - он отвел мать в комнату.
Юпа, всхлипывая, поднялась, выбежала на лестничную площадку и спустилась на улицу. Сумка лежала в снегу.

***
В комнате было светло. Юпа проснулась: ей послышался лай. Пока она шла к двери, она думала, умеет ли собака лаять, ведь она умеет говорить. За дверью стоял пес!
- Ты…ты…куда ты пропал?? – Юпа села на пол в прихожей.
- Извини, - ответил пес. – Я подумал, может, твои родители будут против. Против того, чтобы я остался.
Юпа вдруг улыбнулась, хотя была зла на собаку, ведь мать ей не поверила. Пес сел рядом:
- Ты думала, я никогда больше не вернусь?
- Ага, - ответила она.
- А я вернулся, - тоже улыбнулся он.
- Идем, - Юпа вскочила, - Будем завтракать. Сегодня у нас шикарный завтрак, потому что вернулись родители и привезли много-много всякой еды! И мы больше не будем питаться вечно-вчерашней гречкой!

Юпа танцевала по кухне. Она вернулась в комнату, принесла сумку, еще не до конца просохшую от снега, и достала пакетик.

- Эй,…ты, - она подмигнула собаке и взяла ложку, - Хорошо, что я тебя встретила.
Пес устроился около теплой плиты и наблюдал за Юпой. Она что-то колдовала у горелки.
Потом они завтракали, сидели на балконе, закутавшись в шубу, говорили о жизни. Потом обедали. И снова говорили о жизни.

***
Юпа услышала, как в замочной скважине гремит ключ, и вышла в прихожую.
- Привет, папа, привет, мама, - она встретила родителей. Отец молча разделся и прошел в комнату.
- Извините, я вчера была немного расстроена, - Юпа облокотилась на косяк стены, - Я думала, как это, собаки нет. А она просто уходила, а теперь вернулась.
Она подошла к отцу:
- Пап, ты очень злишься? Я разбудила тебя вчера…
- Пожалуйста, - мать повернулась к ней, - я же тебя попросила. Хватит. Перестань.
Юпа засмеялась:
- Ну так она-то, собака-то, есть! – она качалась от смеха, держась за ручку двери, - Собака! – позвала она, - Псина, ты где?! Не прячься, хватит бояться! Выходи, они тебя не съедят!
Пес выглянул из кухни.
- Эй ты, моя псина! – Юпа села на корточки и принялась трепать собаку по ушам.
- Я сказала, прекрати! – крикнула мать. – Хватит издеваться! Почему ты это делаешь??! Зачем ты придумала какую-то собаку?? Для чего?!
Юпа удивленно оглянулась на нее, все еще машинально гладя шерсть пса.
- Да вот же она, она пришла обратно, - она посмотрела сначала на мать, потом на собаку.
Отец вдруг встал, рывком смахнул сумку Юпы на пол, разгреб косметику и вытащил маленький пакет с белым порошком:
- Это что???!! Вот это что???!!!! – он сунул пакетик Юпе прямо под нос. Она вцепилась в воздух.
- Это моя жизнь, и я делаю, что хочу! - крикнула она, понимая, что ее «раскрыли».
- Вот и убирайся отсюда со своей жизнью и со своей собакой! - отец швырнул пакетик обратно на пол.
- Вы не понимаете! У вас не было никогда собаки, вот вы и против! – кричала Юпа, словно защищая пса, потому что себе самой помочь уже ничем не могла.
Они ушли.
Собака сидела в кухонном проеме, застыв от криков.
– Идем, - Юпа устало махнула псу рукой.

Они долго выбирались из города.
- Мне все равно, что скажут люди, ведь у них нет такой собаки, которая есть у меня. Так ведь?! – она шла и размышляла, докуривая по пути сигарету.
- Так, - пес соглашался.

Они прошли пригород и вышли около редкого леса на окраине. Юпа стала спускаться вниз по снегу, проваливаясь в осенних ботинках. Она намокла и устала. Пес осторожно и бесшумно спускался следом за ней, не произнося ни слова.

- Нам будет хорошо вдвоем, ведь правда! – она оглянулась, остановившись в сугробе.
Собака кивнула. Они шли по узкой тропе в лес. Впереди была развилка: направо и налево.
- Нам куда? – сама себя спросила Юпа. – Наверно, туда, налево…

Она показала рукой в глубь тропы, которая извивалась белой снежной змеей. Сугробы были чистыми, порытыми мелкими крупинками свежевыпавшего снега. Они свернули. Юпа шла под высокими сибирскими соснами, тоже покрытыми снегом, держала ладонь над головой собаки и иногда поглаживала ее.

Ее нашли через неделю, наполовину заметенную снегом. Она лежала навзничь, одной рукой обхватив ствол сосны, обнимая его, как обнимают собак.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Daria Borisova
: Собака. Рассказ.

17.07.05

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275