Олеся Первушина: (кикимора).
Ну… (накличу-ка я грОмы на свою бедную голову, замахиваюсь на редактора, понимаешь ли))) НО!
НЕТ ЗДЕСЬ ПОЛНОВЕСНОГО ЦИКЛА, Олеся! Такой вот крошечный «портретик»-намек-реминисценция из трех частей… Одним словом, «раешный стих», запугивающего свойства, мол, «не подходи, а то зарежу!»… На мой взгляд, такого рода причитки, побасенки скорее годятся для жанровых включений в большую форму, нежели как самостоятельные произведения. Правда, тема все-таки подвигает поинтересоваться, что же такое «кикимора» и чем она отличается от другой нечисти.
Итак, По мнению "Российского Энциклопедического словаря" КИКИМОРА (шишимора, мара), в русских народных поверьях – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем.
"Энциклопедия «Мифы народов мира»" доносит до нас, что кики́мора -- сложное слово, вторая часть которого — древнее имя женского персонажа мары, моры. Также это понятие схоже с Мокушей -- злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. В восточнославянской мифологии этот злой дух дома иногда считается женой Домового.
Есть также и кикимора лесная, обитающая, в основном, во дворах, около сельскохозяйственных построек. Иногда она представляет собой очень милого болотного духа, обряжаясь во мхи, лесные и болотные растения, вплетая в волосы водоросли и камыши. Обернувшись старушкой, она нередко ходит в гости к Лешему, которого считают ее гражданским мужем.
По многочисленным поверьям, кикиморами, якобы, становятся украденные младенцы женского пола в возрасте до пяти месяцев и ни днем позже. Они воспитываются в "черной семье" и через 7 лет превращаются в кикимор.
По ночам Кикимора беспокоит маленьких детей. Она любит прясть или плести кружева, но при этом мусолит, рвет и путает нити, иногда даже сжигает в печи всю пряжу или кудель, если хозяйка заранее не осенила ее крестом или не побрызгала святой водой. Звуки от ее прядения, как правило, предвещают беду.
Кикимора враждебна мужчинам, а также может вредить домашним животным, в частности, курам… Говорят, что если кикимора в доме уселась на лавку, табуретку вблизи входной двери, значит, хозяева должны следить за своим здоровьем, ибо эта примета может сулить "летальный исход". А вот когда кикимора веселая, "возбужденная" и ночью «играет» с вилками, ложками, склянками с настоями, колотит посуду – это предвещает хорошие изменения в жизни.
Вообще же Кикимора – фольклорный персонаж преимущественно русского Севера. Издревле считалось, что она облюбовывала дома, построенные на "нечистом" месте (на меже или там, где был погребен самоубийца ). Крестьяне верили, что Кикимору могли "напустить" при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из тряпок куклу (фигурку "кикиморы") и закладывали ее под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Считалось, что Кикимора может причинить вред скоту, пересчитывая его (но умеет она считать лишь до трех).
Избавиться от Кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от нее служит "куриный бог" -- камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы Кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки, чтобы Кикимора не смогла посолить кусок хлеба своему мужу -- Домовому…
Так что, возвращаясь к своему утверждению об отсутствии признаков цикла в этом ОДИНОЧНОМ произведении, скажу, что с удовольствием бы прочла нечто более объемное на эту же тему и в исполнении нео-Леси-Украинки, Олеси Первушиной.
(токмо, ради Бога без обид и мщений))))
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Инна Молчанова
|