Римма Поляк: Сюжет для рассказа.
Очень правильное название. Это пока ещё не рассказ, а скорее набросок, сюжет для рассказа, случайное фото, «вспышка памяти». Как странно: уже и восьмидесятые – далекое прошлое. Это было время, когда даже такой пустяк, как открытие нового кафе, казался ярким событием. Во всяком случае, «кафе сразу стало популярным среди неизбалованных сервисом москвичей». (Помню гигантские очереди в первый московский «Макдональдс» - тогда мне даже казалось, что я никогда не смогу зайти в эту забегаловку, чтобы попробовать чуда невиданного – «настоящего американского гамбургера»… Смешно.) Характерная деталь тех лет, подмеченная Р. Поляк: возле азербайджанской чайханы «вечерами перед входной дверью выстраивалась длинная очередь из желающих приобщиться к удовольствию восточного чаепития, двигалась она медленно, потому что попавшие внутрь не торопились освободить место для томящихся снаружи». Многое было в дефиците, даже места в «восточных» кафешках.
Рассказ, конечно, не совсем об этом. Сегодня мне кажется, что тогда мы были внимательнее и ближе друг к другу. Ну, хотя бы находили время посидеть в кафе с друзьями или подругами и делали такие посиделки традиционными. И замечали тех, кто рядом, и даже интересовались ими. Наверно, это – главная мысль рассказа? Зарисовка Риммы Поляк интересна точно переданной атмосферой тех лет. Конечно, не сравнить с легендарными и ностальгическими шестидесятыми, но и в восьмидесятых, пожалуй, что-то было такое, о чём стоит иногда писать…
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|
Сюжет для рассказа
На Зубовской площади открыли азербайджанскую чайхану. Кафе сразу стало популярным среди неизбалованных сервисом москвичей восьмидесятых. Вечерами перед входной дверью выстраивалась длинная очередь из желающих приобщиться к удовольствию восточного чаепития, двигалась она медленно, потому что попавшие внутрь не торопились освободить место для томящихся снаружи. Внутри все располагало к неспешности: чай, подававшийся в больших пузатых чайниках, необыкновенно вкусная пахлава, затейливый орнамент на стенах; для полноты ощущений не хватало только тягучей восточной музыки, но и без нее было уютно и хотелось сидеть долго и вести тихие задушевные беседы.
Середина марта. На улице слякотно и зябко. Еще нет пяти часов, но уже темно. За столиком у большого окна с видом на площадь сидят три девушки. Сегодня суббота, и после занятий они пришли в полюбившееся им кафе. Тут недорого, вкусно и стильно, как раз для студенток. Девушки учатся неподалеку, на Пироговке, на филфаке пединститута, и частенько заходят сюда. У них есть свой любимый столик, и они знают, что на троих в самый раз заказать большой чайник чая, к которому прилагается нарезанный на блюдечке лимон, и шесть кусочков пахлавы.
Их дружба возникла внезапно, как это бывает, когда из массы знакомых выделяется кто-то, с кем хочется поделиться личным, сокровенным, с кем не наскучивает часами говорить по телефону, и про кого точно знаешь, что тебя поймут, если необходимо излить душу. Симпатия в дружбе так же необъяснима, как и в любви, это какая-то химия, но, в отличие от любви, дружба не бывает без взаимности.
Девушки проучились на одном курсе три года, прежде чем обратили друг на друга внимание и обнаружили, как много у них общего. Последнее время они почти не расставались. У каждой уже накопился свой небольшой женский опыт побед и разочарований, и они с упоением делились им между собой.
Как-то незаметно у них сложился особенный стиль общения, в котором помимо вечного бабьего «все мужики сволочи» преобладал мотив «мир слишком плох для таких умных и утонченных натур, как мы». Стоило им собраться вместе, как они по инерции сбивались на занудный тон, но каждая считала, что такое нытье не свойственно ей, что она только поддерживает настроение подруг.
В этот ранний вечер беседа за столиком у окна как всегда шла по привычному кругу. Молоденькие девицы со свежими и симпатичными личиками с видом уставших от жизни матрон пили чай со сладостями и томно критиковали все вокруг. От буфетной стойки отделилась женщина в сером плаще. Она подошла к столику, где сидели девушки, и спросила:
- Можно к вам присесть?
- Да, конечно, - ответила Майя, - садитесь, пожалуйста.
Ей уже до тошноты надоели постоянные причитания подруг, и новое лицо показалось спасением от наскучившего разговора.
Женщина положила на стол коробку с только что купленными пирожными, затем принесла со стойки чай и села на свободный стул. На вид ей было от сорока до пятидесяти, и в ее облике явно доминировал серый цвет: когда-то, очевидно, русые, а теперь полуседые коротко стриженые волосы, лицо без косметики, темные брюки и ручной вязки свитер той же мышиной расцветки, что и снятый плащ.
Майя, стараясь быть ненавязчивой, потихоньку разглядывала присевшую напротив женщину. Она мнила себя хорошим физиономистом, и при всяком удобном случае практиковалась, пытаясь по внешнему виду определить характер человека.
- Вы студентки?.. А где учитесь?.. Часто здесь бываете?.. - женщина оказалась на удивление разговорчивой и любопытной. Это никак не вязалось с ее цветовой гаммой и заставило Майю пристальнее вглядеться в незнакомку.
Девушки сухо, но вежливо отвечали на сыпавшиеся на них вопросы. Через несколько минут стало ясно, что женщину в сером не столько интересовали они, сколько нужен был повод поговорить о себе. Она с энтузиазмом принялась рассказывать о своем муже, который творческий человек и обожает ее, о сыне, который тоже необыкновенно талантлив и тоже обожает ее, о том, какая у них дружная семья и какие они все увлеченные и неординарные.
Майя кивала, изображая участие, и думала: «Почему же ты одна пришла в кафе, где же обожающие тебя муж и сын?»
Словно прочитав ее мысли, женщина стала объяснять, как ее мужчины любят сладости, особенно восточные, которые продают в этом кафе. Поэтому она часто забегает сюда за пахлавой, но сегодня решила немного передохнуть и выпить чаю, прежде чем бежать дальше. Ведь у ее мужа юбилей, она не уточнила какой, и у нее дел по горло, нужно все организовать на высшем уровне, мужчины такие беспомощные в подобных вопросах.
Майя слушала увлеченную болтовню сидевшей напротив нее женщины, и ее не покидало чувство нереальности происходящего. Что-то было не так, что-то не срасталось в ее сознании, как будто она пыталась собрать воедино кусочки от разных головоломок. «Если у тебя такая запарка с мужниным юбилеем, что же ты сидишь тут с нами уже битый час и никуда не торопишься? И вообще, не похожа ты на счастливую в браке женщину, какая-то блеклая… Моя мама, у которой не самое удачное замужество, выглядит намного лучше», - размышляла Майя, стараясь приветливой улыбкой и регулярными поддакиваниями скрыть свои мысли от непрошенной визави.
Подруги тоже изображали непринужденный светский треп, но во взглядах их сквозило недоумение, смешанное с жалостью.
Наконец, женщина спохватилась, надела свой плащ, взяла коробочку со сладостями и ушла.
- Ну и странная баба! – воскликнула Таня, когда отошедшая женщина уже не могла ее слышать.
- Ты тоже заметила?.. – вопросительно протянула Ира, - что-то в ней есть такое, не совсем нормальное…
- Да, девчонки, везет нам на всяких чудиков, их словно магнитом к нам притягивает. - Таня, как всегда, была категорична.
Майя молчала. Чувство нереальности не проходило. Чем-то ее озадачила эта незнакомка. А, впрочем, черт с ней! Майя решила переменить тему, чтобы избавиться от назойливого образа.
- Какие у нас планы на завтра? Может, сходим в кино?
- Я не смогу.
Ира жила за городом и в воскресенье редко выбиралась в Москву.
- А я с удовольствием, – откликнулась Таня, - в «России» сейчас «Амадеус» Формана идет, классный фильм, говорят.
Посидев еще немного и допив остывший чай, девушки направились к выходу. Впереди был свободный день, и от этой мысли настроение, немного испорченное подсевшей к ним за столик женщиной, снова стало радужным.
Беззлобно подтрунивая над стоящей перед дверями чайханы замершей толпой, подружки двинулись к метро. Здесь, на станции «Парк культуры» они всегда расставались. Майе нужно было на радиальную линию, а Тане с Ирой на кольцевую. В холле метро они, как обычно, долго стояли, все никак не желая прервать беседу, как будто до этого не успели наговориться вдоволь, но, в конце концов, расцеловавшись на прощание, разъехались по домам.
Поздним вечером, уже лежа в постели, Майя опять вспомнила сегодняшнюю странную незнакомку. Она представила себе, как женщина в сером плаще возвращается домой, где ее не ждет никто, кроме, может быть, кошки. Как она одна пьет чай с купленной в кафе пахлавой, затем укладывается спать на узкую холодную кровать со старомодными железными шишечками, принимает снотворное, без которого уже много лет не может заснуть, и тихо плачет в подушку привычными, не приносящими облегчения слезами. И все вдруг встало на свои места, и чувство нереальности, преследовавшее Майю весь вечер, исчезло.
«Когда-нибудь я напишу об этом рассказ, - решила девушка, - рассказ об одинокой женщине, которой очень захотелось хоть на какой-то миг, хоть перед чужими, случайными людьми предстать счастливой и благополучной».
Эта идея так понравилась Майе, что она некоторое время так и этак прокручивала ее в голове, добавляя детали, смакуя подробности. Наконец, довольная собой, она сладко и крепко заснула. У нее все еще было впереди…
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Римма Поляк: Сюжет для рассказа. Рассказ. 26.01.06 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|