Екатерина Донец: Царь-птица.
Ничего не скажу о языке и стиле, которыми написана сказка Екатерины Донец - пусть читатель сам оценит и насладится. А скажу я об одной особенности этого текста.
Это - проза возможного.
Ролан Барт написал как-то, что каждая вновь возникающая литературная школа декларирует себя как описывающую подлинную реальность, в отличие от школ старых, привязанных к разработанным ими же приёмам. Реалисты XIX века, обэриуты (объединение РЕАЛЬНОГО искусства!), модернисты, постмодернисты - все они прошли через "прорыв в реальность" и, затем, выработку собственной техники, устойчивое использование которой их от той самой реальности - отдаляло.
Екатерина Донец не описывает реальность - она описывает возможности.
"Ну и шуточки, хотел было подумать Николай Иванович, но так ничего и не подумал" - и чуть дальше: "“Ну и шуточки”, – уже подумал, наконец, Николай Иванович, но как-то неуверенно подумал". И, наконец: "— Ну и шуточки! – сказал Николай Иванович на этот раз уже вслух". Так возможность постепенно воплощается в действительность.
"Но если долго, до темноты, сидеть на подоконнике распахнутого окна своей маленькой душной каморки на последнем этаже, а потом, изловчившись, вскарабкаться по пожарной лестнице на самый верх и, ухватясь за шаткие перильца, уняв противную дрожь в коленках, все же выпрямиться во весь рост, – то..." - не буду предварять удовольствие читателя рассказом о том, что же "то" следует из возможного (а логический оператор "если... то..." указывает именно на возможность, а не действительность причины) "если". Так или иначе, всё дальнейшее развитие сюжета строится не на действительном факте, а на ВОЗМОЖНОСТИ.
"Возможно, конечно, начальство было и не самое высокое, но Николаю Ивановичу казалось оно именно таким" - а есть ли в нашем восприятии что-нибудь, помимо всего лишь одной из возможностей?
И, наконец, великолепный финал: "А далее существует несколько версий произошедшего, ибо нашлись, нашлись и здесь очевидцы этого интимнейшего события!". Автор приводит три версии - от оптимистов, пессимистов и реалистов, причём последняя - самая, с точки зрения здравого смысла, сумасбродная. Так "реализм" реалистов уравнивается в правах с прочими взглядами на события, становясь описанием лишь одного из возможных миров.
Возможно, читатель ни в чём со мною не согласится.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|