Роман Литван: ДВА ПАЛЬТО.
Уважаемый читатель! Если ты хочешь просто почитать хороший, талантливо написанный рассказ - читай его, а не мою рецензию. Если же тебе интересно, как этот рассказ устроен, то...
Рассказ "Два пальто" - вовсе не о двух пальто, он - о двух личностях, уживающихся в одном герое. "У меня — два пальто, и я это не я, а два разных человека", - так заявляет герой о своей двойственности. "Да и люди, с которыми сводит меня жизнь, тоже ведут себя по-разному, в зависимости от того, какое на мне пальто", - подтверждает он свой внутренний опыт внешними данными.
Заметим сразу: всё это говорит не какое-то из двух означенных Я, а третье - назовём его Наблюдающим или Природным Я (на существование Природного Я намекает следующая реплика героя: "Если я одет в свое новое, коричневое, пальто... я... разговариваю утробным басом, потому что мой ПРИРОДНЫЙ (выделено мной - С.А.) голос — не бас").
В самом начале рассказа герой заявляет: "Я заметил, что и думаю я по-разному и совсем о несхожих вещах, а кроме того, вместе с коричневым пальто я надеваю характер, ничем не похожий на характер, припасенный для меня черным пальто".
Коричневый и Чёрный характеры описаны героем - при внимательном прочтении эти описания можно найти (например: "старое пальто убивало во мне угрюмого пижона", где "угрюмый пижон" - явная характеристика Коричневого Я).
А вот характеристик того, как думает Коричневое Я героя и его Чёрное Я, в тексте не найти - только разрозненные описания.
Попробуем собрать их.
Коричневое Я героя редко ставит, если вообще ставит, себя на место других. "Захочет ли она разговаривать со мной, как-то не приходило мне в голову" - отмечает Природное Я героя после того, как Коричневое Я обдумывает план знакомства с героиней. Да и вообще, для него, Коричневого, "В наш двадцатый век много думать вредно". А вместо того, чтобы думать, Коричневое Я занимается чрезмерным обобщением и оцениванием - тем, что принято называть "навешиванием ярлыков". "Не десять копеек, а человеческая подлость" - характерный пример такого навешивания, а вот пример более развёрнутый: "...я сидел и думал. О том, что официантки — испорченный народ; о том, что на такую работу идут люди легкомысленные, недалекие, лишенные духовной брезгливости; о том, что на этой распроклятой земле нет ничего идеального и до конца прекрасного".
А вот способ мышления Чёрного Я: "Я посмотрел на своих попутчиков. Сосредоточенные лица, отсутствующий взгляд. Мне показалось, что автобус наполняет рой мыслей, в нем тесно от мыслей, самый воздух уплотнился и готов разорвать оболочку, сдерживающую его. Здесь были и мои мысли об их мыслях, и их мысли — у каждого о своем". Последняя реплика показалась мне ключевой: Чёрное Я мыслит не категориями, а конкретными фактами, и не делает обобщений. А судя по "рою мыслей" и "воздуху, готовому разорвать оболочку", Чёрное Я любит и умеет мыслить метафорически.
Почему мне кажется важным отметить способы мыслить и выражаться, характерные для Коричневого и Чёрного Я героя? Да потому, что в какой-то момент упоминания о цвете пальто почти исчезают из текста. Только по движению мысли можно понять, какие из реплик каким Я произнесены.
"Он заботился о нашей жизни. Это было похвально", - говорит герой о милиционере. - "Это было бы еще похвальней, если бы забота проявлялась в иной форме". "Похвально" - оценочное слово, ярлык, слово из лексикона Коричневого Я; и иначе, чем по лексике, цвет Я здесь не определишь - июль, пальто сейчас не носят. Или вот ещё: "Удивительная девушка Иринка. Она у меня такая рассудительная и здоровая, в смысле нравственности. И безо всяких эдаких глупостей, как говорил Диккенс".
"Вали килограмм", — говорит герой армянского вида продавцу клубники. — "Только по-божески. Мне компота не нужно". Совсем другая лексика. Совсем другой - метафорический - стиль мышления. Совсем другой цвет. Тот же самый июль.
"Как она смеялась! Неужели, думал я, под такой наружностью может скрываться испорченность? (Отчего я так сразу уверился в ее испорченности, если совсем не знал ее?)" - внутреннюю речь последовательно ведут Чёрное Я, Коричневое Я, а затем (в скобках) и Природное Я.
Неправда, что характеры надеваются героем вместе с пальто. Правда в том, что они изначально были внутри героя - и два пальто помогли им проявиться.
Оба Я чем-то полезны герою, зачем-то ему нужны - например, именно Коричневое Я позволяет ему противостоять милиционеру, именно Чёрное Я позволяет ему выстроить искренние отношения с героиней.
Однако едва ли не в самом начале рассказа Коричневое Я одерживает верх над Чёрным. "Что-то хрупкое было разрушено во мне, чего-то я лишился", - говорит об этом Природное Я героя.
Удовольствие самостоятельно разобраться с тем, какое из двух Я устроило герою расставание с любимой девушкой, и зачем ему оказалась нужна телогрейка, оставляю читателю.
Кстати, читатель! Рассказ написан гораздо более вкусным языком, чем моя нудная умная рецензия... впрочем, об этом я предупредил сразу.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|