h Точка . Зрения - Lito.ru. Анджей Вишневский: Палеонтологическая периодизация русской литературы (Окололитературные шутки).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Анджей Вишневский: Палеонтологическая периодизация русской литературы.

Статья Владимира Караковского "Каменный век русской литературы" не могла не получить откликов восторженных почитателей. И так уже получилось, что первый же таким почитатель, коим, по совпадению, оказался Анджей Вишневский, сразу же написал ответный труд, являющий, в своём роде, некое продолжение концепции - в том же стиле и примерно с той же иронией.

Так что читайте и улыбайтесь... ))

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Анджей Вишневский

Палеонтологическая периодизация русской литературы

Прочитал я статью Вовы Караковского «Каменный век русской литературы», и сподвигло меня это на написание т.н. футорологического эссе.

С точки зрения Вовы, сначала был Золотой, Серебряный век, потом Бронзовый, теперь Каменный. Правда, он почему-то он не упоминает Железный Век, который остался, скорее всего, за стальными решётками и колючей проволокой 30-х (сохранившийся анахронизм этого времени — даже, можно сказать, реликт — это русский шансон). Однако, данная классификация представляется далеко не полной, и вот почему.

Если верить философам, развитие бесконечно. Золотой век, Серебряный, Бронзовый, Каменный — дальше-то куда? Парк Юрского периода? (если абстрагироваться от человекообразной реальности). То есть, всё правильно: через некоторое время литераторы станут этакими динозаврами… да… но это ещё не всё!

Покопавшись в палеонтологических, геологических и прочих справочниках, я сумел восстановить истинную картину мира.

Картина печальная. Дело в том, что Каменным Веком история человечества заканчивается (то есть, начинается). Какой же из этого вывод? Варианта два. Либо после наступления Каменного века искусство прекратит своё существование, либо перейдёт в докембрийский период и обретёт негуманоидные формы. А дальше, извините, идёт та классификация, которой я не помню, но она принята у палеонтологов.

Попытаюсь восстановить то, что было вспомнено общими усилиями (Караковский-старший даже школьной учительнице по биологии звонил).

Не будем устраивать аналитический разбор всех геологических периодов. Просто перечислим их: четвертичный (антропогеновый), меловой, юрский и триасовый (эпоха динозавров), каменноугольный и девонский (появление рыб и насекомых), ордовикский (зарождение позвоночных), кембрий, протерозой и архейский период (появление жизни). Попробуем провести приблизительное осмысление хотя бы одного частного случая эволюции.

Хороший пример — эволюция рыб (то есть, наоборот, деградация). То есть, сначала мы имеем дело с позвоночной литературой, обладающей гибкостью сюжетных позвонков. Потом — аморфная, негибкая и прямая, как штык, ланцетная литература. Ну, а потом, простите, черви. Отсутствие стержня (читай, сюжета), не укладывающаяся в рамки воображения регенерация (представьте: вот распилим мы одно червячное произведение на пятьдесят кусков — ведь каждое будет самостоятельным!) наиболее характеризуют эту стадию литературной деградации.

Дальше, предположим, гидры. Намного более простой класс! Тут уже не надо ничего распиливать. Гидрическая литература — это умение строить фразы, то есть, литературное произведение снизойдёт до одной или нескольких фраз (но это только форма, она у гидры может быть самой причудливой, а вот содержание — оно особого значения не имеет). Вместе с тем, заметим, что гидра — это последнее в нашем ряду существо, способное реагировать на внешний раздражитель — то есть, на критику.

Далее — простейшие многоклеточные. Например, инфузории-туфельки. Тут уже и фраз не нужно, остаются только слова. Иными словами, умение вспомнить хоть одно слово и воспроизвести его будет уже литературной акцией! Но дальше — всё интересней. Потому что амёбная литература — это уже нечто одноклеточное, иными словами, слоговое или, может даже, фонемное письмо. А ведь единственная функция одноклеточных — это самовоспроизводство в форме деления (репликация). Грубо говоря, если кто-то скажет «О!», это будет не только литературным произведением, но и регулярно воспроизводимым литературно-этическим идеалом, отразившимся в массовом сознании как составной элемент «О-о-о-о-о!».

Но это последний проблеск массового сознания, ибо следующей и последней стадией развития литературы является коацерватная литература (напомним, коацерваты — это первичные сгустки биомассы, из которой, возможно зародилась жизнь — согласно соответствующей теории Опарина). То есть, коацерватная литература — это, в моём понимании, элитарное искусство, доведённое до максимума. Оно существует только в сознании автора, никак не проявляясь вовне, и является специфическим видом внутренней речи. Именно таким образом и сбывается многовековая мечта философов о совершенном человеке, вмещающем в себе всё видовое многообразие искусства и культуры!

Читатель может возразить, что данная эволюционная структура выглядит очень неполной, ведь существуют ещё и другие ветви эволюции. Например, членистоногие — насекомые, пауки, клещи. Автору это прекрасно известно. Однако, говорить об этом типе жизни, как о носителе искусства, нецелесообразно. Скорее, можно провести параллели с современной массовой культурой. Аналогия налицо: многочисленность, наличие хитинового покрова, защищающего от критики, агрессивность, назойливость; ну и, конечно, непрекращающееся гудение, писк, визжание — в общем, какофония звуков.

Ну и, конечно, есть ещё один вопрос: где же читатель? Увы, читателю (слушателю, зрителю и т.д.) отводится пассивная роль растения…

Неприятно, но факт.

*

Благодарю за помощь Алексея Караковского, принявшего участие в написании данного текста, и его учительницу биологии Федотову Валентину Васильевну, напомнившую мне почти забытое Мимолётное.


Литература.

Владимир Караковский # Каменный век русской литературы (http://lito.ru/text/256) - основополагающий текст данной критической школы.

Елена Гончарова (guava jelly) # Письма к кайнозою (http://tochkazrenia.narod.ru/guava_2.htm#7) - один из известных мне удачных примеров палеонтологической поэзии.

Александр Ильин # "А!" (http://tochkazrenia.narod.ru/ilyin_7.htm) - коацерватная литература не за горами...

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Анджей Вишневский
: Палеонтологическая периодизация русской литературы. Окололитературные шутки.

19.07.03

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275