h Точка . Зрения - Lito.ru. Эдуард Абрамов: III «Литературное воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 19 февраля 2006 года (Репортаж).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Эдуард Абрамов: III «Литературное воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 19 февраля 2006 года.

Итак, перед Вами репортаж о III «Литературном воскреснье» в клубе «Мир Приключений», организованного 19 февраля 2006 года сетевыми ресурсами "Точка Зрения" (http://lito.ru) и "Пролог" (http://ijp.ru). Ведущим вечера был Сергей Алхутов, главный редактор "Точки Зрения".

Выражаю искреннюю признательность автору репортажа, регулярно и интеерсно пишущего о наших литературных встречах.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Эдуард Абрамов

III «Литературное воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 19 февраля 2006 года

На первый взгляд, 19 февраля не было ничем похоже на пятницу-тринадцатое (к слову сказать, последняя оная дата случалась совсем недавно — 13 января 2006 года). И всё же меня угораздило зачем-то добираться на личном автотранспорте с дачи в посёлке Иголкино в Москву, на Старый Арбат, дом 20 на третье «Литературное воскресенье» в клубе «Мир Приключений». По дороге мой бедный автотранспорт стал всё с большей и большей охотой глохнуть на поворотах и светофорах, в результате чего путь мой был полон риска и лишь чудом уложился в запланированные временные рамки.

В прошлое воскресенье главный редактор «Точки Зрения» и, наряду с Алексеем Караковским, один из главных организаторов мероприятия Сергей Алхутов обещал, что встречи будут начинаться всё более и более вовремя, и я был на месте к 13.55 — и, как выяснилось, не напрасно.  Мне удалось стать свидетелем одного из двух наиболее драматических эпизодов третьего «Литературного Воскресенья».

Взволнованный главный редактор хаотично перемещался по помещению клуба, куда-то звонил и периодически взывал ко всё прибывающей публике с вопросом, умеет ли кто-нибудь из присутствующих обращаться со звукорежиссёрским пультом. Оказалось, что звукооператор клуба Сергей Круковский внезапно заболел и смог лишь дать по телефону указания, к кому подойти за микрофонами. К тому же, именно он должен был распечатать программу вечера для каждого присутствующего, но не смог — по той же причине (может быть, в следующий раз мы её увидим?).

Наконец, Алексей Самойлов вызвался помочь Алхутову подключить и настроить микрофоны. Последний не преминул заметить, что оба они прямо сейчас приобретут неоценимый опыт, после чего обмен шуточками продолжился уже с участием всех присутствующих. И вот когда один из микрофонов был включён, Сергей заметил, что вот, мол, один биолог и один химик небезуспешно пытаются разобраться со сложной электронной техникой. К паре естественников немедленно подошла Марина Чиркова, чья книга сегодня должна была презентоваться присутствующим, и спросила, не нужна ли им помощь ещё одного химика.

Практически сразу случился и второй драматический эпизод, лишь чудом не повлекший женско-человеческих жертв. В ходе настройки Светлана Воронцова выставила слева от микрофонов свой штатив — с видеокамерой. Едва видеокамера была настроена, на то место, где только что стояла Воронцова, с грохотом упала колонка (хорошо, что обе — Света и колонка — остались невредимы). В конце концов, группе естественников удалось даже установить микрофоны в нужные штативы, и «Литературное Воскресенье», наконец, началось.

Приступив к обязанностям ведущего, Сергей Алхутов тотчас заявил, что выстроил основную программу мероприятия неслучайным образом: раз уж намечена презентация книги стихов хрупкой дамы, перед оной будут читать в основном видные мужчины, да ещё и проз; а читаемое он, по его заявлению, будет перемежать цитатами, которые он даже не удосужился выучить наизусть. Так и вышло: Сергей предварял выступления всех авторов основной программы и презентацию книги Марины Чирковой читаемыми по тетради цитатами из Ницше.

Открыл программу прозаик Ашот Аршакян, в прошлое воскресенье выступавший в свободном микрофоне. Ашот прочёл четыре великолепных рассказа, первый из которых, про битумного короля, запомнился мне особенно. Сегодняшняя проза Аршакяна была, пожалуй, несколько более сложной, чем читавшаяся им в прошлый раз, поэтому смешки публики были чуть более отсроченными, но и более продолжительными. Удивительным образом автор связал в своих рассказах то, что в обыденной жизни либо не связывается, либо связь эта объявляется мистической и трансцендентной.

Вслед за Ашотом к микрофону вышла Катерина Крылова — поэтесса, тоже читавшая неделю назад в свободном микрофоне. В отличие от Ашота, Катерина уже давно опубликована на «Точке Зрения» (Ашот, как я узнал у него в перерыве, на истекшей неделе в срочном порядке зарегистрировался на портале и выслал в редакцию свои тексты). В стихах Катерины, да и в её манере чтения, чувствовалась мощная, но сдерживаемая, даже скрываемая сила. Чувствуется, что у этого автора, ни разу не выступавшего ранее на большой сцене, прекрасное настоящее и не менее волнующее литературное будущее.

Третьим в основной программе значился ветеран «Точки Зрения», один из старейших её редакторов Алексей Петров. Алексей — мужчина в годах, пишущий абсолютно невыдуманную прозу в классической манере, и именно отрывок из своей повести о встрече с польским писателем Эдвардом Куровским, рассказы которого Алексей переводил, предложил он вниманию слушателей. Те внимали терпеливо, будто бы постепенно привыкая к смене формата: чтение отрывков крупной прозы — хорошая заявка на серьёзность литературного мероприятия и отсылка к тому, что происходит в литературе за его, мероприятия, пределами.

Слушатели всё прибывали. В числе их прибыл и четвёртый участник основной программы — знаменитый прозаик, харизматичный и очаровательный Борис Худимов. Выйдя к микрофону, Борис с абсолютно непроницаемым видом начал читать нечто, от чего публика вздрогнула и дружно принялась хохотать. Безголовые казаки, рожающие и кормящие грудью мужики, несъедобные, но веселящие детей рыбы, писатель, на ходу выдумывающий собственную фантасмагорическую жизнь и своими строками заставляющий попугая играть на балалайке — мне показалось, это было нечто гораздо большее, чем просто юмор. Некоторые фразы Худимова могли бы стать подспорьем в нашей многотрудной жизни — а для кого-то и стали.

Худимову аплодировали долго и шумно, а затем ведущий проанонсировал намечающиеся на остаток февраля и начало марта мероприятия организаторов вечера — сетевых журналов «Точка Зрения» и «Пролог» (Сергей ещё не раз просил присутствующих запомнить несколько чисел: 22, 25, 28 и 1). Наконец, он вызвал к микрофону давно обещанную хрупкую даму, пишущую, по его выражению, настолько красиво и осмысленно, что уже не замечаешь, нарушены ли при написании сего правила стихосложения, — Марину Чиркову.

Марина избрала очень необычный способ презентации своей книги «Части счастья» — кажется, нарушающий, как и её стихи, все каноны проведения презентаций. Она описывала нечто — случай из жизни стихотворения, ситуацию из истории издания книги или просто степень своей благодарности «Точке Зрения», где она публиковалась едва ли не с первых месяцев существования издания, — затем читала стихотворение по извлечённой из распечатанной пачки книге и, наконец, передавала этот экземпляр кому-нибудь из слушателей, а сама доставала из недр пачки другой. Стихи Марины действительно зачастую нарушали каноны стихосложения или находились на грани нарушения — так, два из прочитанных стихотворений носили название «Не белый» и «Опять не белый» (если я не путаю), и мне с трудом удавалось вычислять схему рифмовки: кажется, строки рифмовались через 4-5, а то и 6.

Из задних рядов Марину фотографировала её мама.

В заключение, когда книг в пачке значительно убыло, Марина Чиркова пригласила к микрофону свою давнюю подругу Анну Фёдорову, которая прочла несколько очень красивых стихотворений, в том числе посвящение самой Марине.

После презентации книги был объявлен перерыв. Цепочкой потянулись к ведущему желающие выступить в свободном микрофоне, часть публики покинула клуб, но, на удивление, нашлись и вновь прибывшие. Что-то загадочное готовил присутствующим клуб «Антилир» во главе с Самойловым. Кто-то знакомился друг с другом, кто-то — с развешенными по стенам клуба шкурами диких зверей. Я отошёл за кофе, составив оппозицию всем пьющим пиво и не владеющим личным автотранспортом (не к кофе будет сказано) и, как уже заметил выше, с огромным удовольствием пообщался с Ашотом Аршакяном.

Когда я вернулся, «Антилир» уже начал представлять персонажей своего действа — я застал творческий клуб за представлением публике морковки (это действительно оказалась нечищенная надтреснутая морковь внушительных размеров, едва ли не с локоть длиной — не представляю, в каком магазине купил её Самойлов?). Расспросив сидящих рядом, я узнал, что действо так и называется: «Любовь-морковь», и что это мюзикл. Пока я вёл расспросы, включили фонограмму. Так-так, подумал я, если уж «Антилир» никогда не делает ничего серьёзного, то под фонограмму у них должно выйти полнейшее гониво, где даже Киркоров отдыхает. И в самом деле, рифма «Любовь-морковь» повторялась действующими лицами раз пять или шесть, а под конец охотник пришёл к главным действующим лицам (зайцу и зае) с предложением мира и любви, чем персонажи немедля и занялись (не подумайте плохого и попробуйте представить себе, каково это в исполнении «Антилира» — заняться миром).

Когда «Антилир» закончил выступление, немедля включилась какая-то другая фонограмма, но Алхутов мужественно удалился пресечь шум, и шум был пресечён.

Начались выступления авторов в свободном микрофоне.

Первыми выступили по очереди две литинститутские поэтессы аж из Биробиджана — Римма Лавочкина и Тамара Сафарова. Они читали стихи, написанные в классической манере, причём одному из стихов Риммы, по её заявлению, действительно удалось стать едва ли не классикой — в Биробиджане на него сложили песню и поют её. А вот одно из стихотворений Тамары показалось мне абсолютно классическим по форме — сонетом... но поэтесса быстро развеяла мою иллюзию, продолжив начавшийся было сонет строфами-трёхстишиями.

Вслед за Тамарой к микрофону вышла совсем недавно потрясавшая морковкой Светлана Воронцова и прочла рассказ, опубликованный, по её словам, в университетской газете как мистификация. Это был краткий (короче истории ВКП(б)) и крайне искажённый (в большей, чем оная, степени) пересказ истории Англии с участием кардинала Ришелье, Дарвина и, кажется, даже Людовика XIV, а также популяции английских парламентов, размножающихся простым делением.

Вслед за Светланой читала свои довольно экстремальные (местами даже матерные) стихи импозантная дама Алевтина Дорофеева. Мат, впрочем, проскочил как удачно вписавшийся в поэтику Алевтины, а смелая, изобилующая подчёркивающими ритм повторами форма (пожалуй, верлибр) была принята публикой на ура.

Следующим читал Олег Зоберн. Его рассказ назывался «Белый брат Каспара», причём имелся в виду не шахматист Каспаров и не привидение Каспер, а самый настоящий волхв, несущий свои дары младенцу Иисусу. Рассказ, впрочем, был вовсе не о волхве — о нём была ненаписанная, лишь задуманная поэма главного героя рассказа Олега, молодого поэта. Многие слушатели посмеивались — кто нервно, а кто и ехидно: описываемые Зоберном ситуации были слишком узнаваемы для присутствующих, тоже поэтов, тоже молодых и тоже, вероятно, замышляющих что-то великое и могучее.

Вслед за Олегом из глубин клубного помещения шагнул к микрофону довольно известный в сетературных кругах Андрей Чемоданов и прочёл нечто, вероятно, постмодернистское: «Птичка божия не знает и ваще не хочет знать...». По прочтении Андрей предложил выдать ему специальный бонус за краткость. Алхутов, как я заметил, нервно посмотрел на часы, вышел объявлять следующего автора и сообщил, что бонус Чемоданову уже есть. Публика, впрочем, осталась довольна не только краткостью Андрея.

Юлия Альтеца прочла четыре стихотворения, написанных дольником, из которых мне (кажется, и публике тоже) больше всего запомнилось «Ёжики идут!», посвящённое мультфильму «Ёжик в тумане» — впервые после литинститутских поэтесс ей удалось создать у присутствующих лирическое настроение.

Затем читала Анна Слободская (перед которой ведущему пришлось извиняться за неверно озвученную фамилию). Анна сразу призналась, что вслух читает свои стихи первый раз, но, по-моему, у неё неплохо получилось. Она прочла и единственное сегодня детское стихотворение — про полтергейст.

Светлана Дубровская, вышедшая затем, тоже сделала публике признание — сказала, что вообще-то пишет прозу, а стихи стали рождаться только недавней осенью. Два её стихотворения были написаны в одинаковом размере и с одинаковой схемой рифмовки (в самом деле, признак недавнего рождения поэзии), но несли неплохой настрой, а прочитанная затем сказка о гадании «любит — не любит» на клавиатуре, которую пришлось для оного гадания расковырять на отдельные клавиши, вызвала всеобщее веселье.

После Светланы вышел к микрофону литинститутовец Юрий Мацуев и начал читать неплохие стихи в классической манере, но тут у меня некстати зазвонил мобильный телефон, и я ненадолго покинул насиженное место, чтобы не мешать действу своими праздными разговорами. Когда же вернулся, Сергей уже просил выйти к микрофону следующего автора — Вячеслава Памурзина.

Вячеслав появлялся на обоих предыдущих Литературных Воскресеньях и неизменно читал с компьютера-наладонника по одному стихотворению. Он не изменил своей традиции, присутствующие воодушевились его стихами, а Алхутов пообещал ему бонус — но не за краткость, а за то, что в следующий раз Вячеслав окажется более словоохотливым.

Затем к микрофону вышел Герман Власов. Видно было, что он сильно волнуется. У Германа не было, в отличие ото всех предыдущих, бумажки или наладонника с текстами, он читал на память, несколько раз сбился и, наконец, оповестил нас о том, что я сперва принял за волнение: «Мы вчера очень много пили». Впрочем, стихи Власова были хороши.

Закончив, Герман спросил: «А можно, Саша почитает?». «Конечно» — одобрил Алхутов, взглянув на часы уже не настолько нервно, и к микрофону вышел Александр Анашкин. Он тоже был без бумажки, тоже, судя по всему, накануне пил, и стихи его тоже были очень хороши.

Стихами Анашкина и завершилось третье «Литературное Воскресенье» в клубе «Мир Приключений». Я уделил ещё некоторое время беседе с Алексеем Самойловым, намеревающимся к следующему Воскресенью (которое будет вовсе не в воскресенье, а в субботу, 25 февраля) подготовить очередной прогон, а затем стал выруливать на выход. По дороге я едва не налетел на Власова и Анашкина, разъясняющих Алхутову идею «алкогольного микрофона».

Что к этому добавить? Мой личный автотранспорт так и не завёлся, что обеспечило мне интереснейшее проведение досуга в остаток воскресенья и в утро понедельника. В процессе я позвонил Алексею Караковскому, который впервые не смог приехать на «Литературное Воскресенье», проект которого является во многом результатом его трудов, и поздравил с тем, что ему удалось создать структуру, прекрасно осуществляющую свою деятельность в отсутствие главного вдохновителя и организатора.

Закончить хотелось бы не, как обычно, набором ссылок о мероприятии, которых мне не попалось, а анонсом следующего мероприятия, который уже вывесила ведущая четвёртого «Литературного Воскресенья» Наташа Безюк:

Уважаемые таланты и поклонники!
В связи с праздниками очередной вечер ТЗ плавно переносится на субботу, 25 февраля, и пройдёт, как обычно, с 14 до 18 часов в клубе "Мир приключений", Москва, Старый Арбат, д. 20.
В программе, как всегда, знакомство с авторами "Точки зрения" и свободный микрофон.
А также небольшой (минут на сорок) конкурс лимериков, посвященных армии, авиации и флоту, в котором могут поучаствовать все желающие из пришедших.
Правила кнкурса:
1. Прочитанные стихи должны соответствовать объявленной теме и объявленной форме.
2. Автор допускается к микрофону один раз и имеет право прочесть от одного до трёх произведений.
3. Произведения должны соответствовать общим Правилам сайта "Точка зрения".
4. За нарушение любого из трёх предыдущих пунктов автор дисквалифицируется (надеюсь, до этого не дойдёт).
5. По итогам конкурса распределяются три призовых места. Если мест окажется больше, чем участников, конкурса не получится, так что мы вас очень ждём!
Будьте сильнее праздников!
Наталья Безюк.
(http://www.lito.ru/news1.php?nid=402)

Кроме этого, напоминаю, что в среду, 22 февраля, в 18.30, в малом зале ЦДЛ будет вечер молодых поэтов, участников «Пролога», которые либо уже выступали на «Литературных воскресеньях» (как Елена Баринова, Алексей Караковский и Анна Русс), либо, я уверен, выступят в дальнейшем. Мероприятие, ведомое поэтом Кириллом Ковальджи, обещает быть интересным.

На этом прощаюсь — до поры до времени.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Эдуард Абрамов
: III «Литературное воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 19 февраля 2006 года. Репортаж.

21.02.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275