Алексей Караковский: Конец Сезона.
«Люди пишут и читают для того, чтобы заполнить жизнь недостающими событиями». Это мысль звучит в самом начале рассказа Алексея Караковского. Но потом читателю всё же кажется, что события, описанные в рассказе, были на самом деле: Световое Шоу, фестиваль «Душа Японии», довольно унылая прогулка от Пушкинской площади до Садового кольца, встреча со старым знакомым… Молодой человек – думающий, самоуглублённый, склонный к философским рассуждениям и анализу жизни, скучающий, вспоминающий навсегда ушедшую любимую – отстранённо наблюдает за суетой московского вечера. Словом, «на носу очки, а в душе осень»…
Это очень московский рассказ. Тут всё рядом: многолюдье уличного шоу и одиночество, тоска по любимой женщине и ненужный визит к спивающейся даме, подозревающая всех милиция и равнодушие прохожих к твоей персоне, пустопорожняя болтовня в троллейбусе и обморок в метро, сумрачный бар и кричащая иллюминация на городских зданиях, особый уют и, одновременно, промозглый полумрак осенней Москвы… И ещё вот эта неприкаянность, необъяснимая тоска мегаполиса: «Вместо того чтобы ехать на вступительные экзамены в театральное училище, я весь день просидел дома, глядя в окно, потому что шёл дождь и красиво падали капли». Разве есть место всему этому – всему сразу – в каком-нибудь Нижнезаборске, где и улиц-то, по которым можно пройтись, не испачкав обуви, всего две-три?..
Да, осень в душе… Осень в рассказе почти никак не описывается, но её чувствуешь постоянно. Конец сезона; вечера стали длиннее, и клонит ко сну. Позади весёлое лето, праздные прогулки по Арбату, точные синкопы уличного джаз-бэнда… Ресурс исчерпан. Больше не хочется веселить публику. Хочется подумать о вечном… или хотя бы о будущем.
И вдруг понимаешь, что главный герой рассказа и его визави, джазист Виталий – это один и тот же человек, только в разное время: один – в сегодняшнем дне, другой – в далёком будущем. Или всё же уже в прошлом?..
Этот поэтичный рассказ скроен как пьеса Эллингтона: быстрая часть… медленная… философская разработка главной темы… далее – автопортрет… потом весёлая часть или наоборот, печальная (лирическая)... И – убедительный финал. Но помолчим: «писать о музыке – это значит её убить…»
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|