Анджей Вишневский: Рождество.
Несмотря на сохраненный автором оттенок детской наивности и бескомпромиссности (а может, и благодаря ему) стало страшно. Еще при чтении комментария, который в данном случае представляет собой историю появления произведения. Потому что все мы хорошо помним 90-й год, и первые попытки свободной дерзости, и первые оплеухи, за это полученные.
Литературная ценность этой небольшой пьесы, в общем, и заключается в точном эмоциональном воспроизведении одного конкретного времени и места нашей новейшей истории. Фантастический сюжет - это уже потом. Он явно спровоцирован, навеян, заимствован, да и не претендует на оригинальность. В роли Монстра - МДП (Мировая Диктатура Пролетариата), в роли Героя, ломающего повседневность - дитя цветов Последний Хиппи. Все умерли, а потом воскресли, потому что действие обернулось съемочной площадкой. Ничего "сверх", ничего принципиально нового.
Но я повторюсь: сюжет тут - дело десятое. Вы просто представьте себя 15-летним и дерзким, когда любая несправедливость заставляет встать и кричать, а не ударяться в отвлеченные рассуждения, когда диктаторы и ущемители свобод - в лицах ...оргов, зав...ов, дай бог не родителей - реальны и близки. И дальше - по Маяковскому - "А вы - могли бы?" Вот об этом и пьеса: о том, что бы едва ли могли, но безумно хотели себе позволить в том самом 90-м.
Рекомендую к прочтению как тест на степень сохранившегося в вас юного бунтарства. Впрочем, у вас всегда остается возможность воспринять эту пьесу по-своему...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Мошкова
|