h Точка . Зрения - Lito.ru. Александр Викторов: ФЕОДОСИЯ (Рассказ).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Александр Викторов: ФЕОДОСИЯ.

Александр Викторов написал просто замечательный рассказ! Зная, что в рецензиях восклицательные знаки неуместны, ибо слишком пафосны, тем не менее рискну их тут налепить десяток: "!!!!.!!.!!!.!", потому что рассказ стоит того, чтобы рискнуть.
На двух страницах текста автор разворачивает перед нами панораму безрадостной в общем-то жизни и фантастического исчезновения целого поколения - поколения, убитого навеки перестройкой. Феодосия - это советская перестроечная Касабланка, подобно Сочи из преферансной поговорки, говорит нам о том, куда мы все стремимся, но где никогда не побываем. И нет, вроде бы, ничего невозможного в том, чтобы собрать пожитки, и, прячась от представителей рейхс-канцелярии, рвануть сквозь плохоохраняемые границы в Касабланку, но...
не судьба.
Александр Викторов написал не просто текст. Он написал мегатекст - за что огромное ему спасибо от тех, кто узнал в персонаже всё пропавшее поколение.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Дмитрий Савочкин (Диас)

Александр Викторов

ФЕОДОСИЯ

А. ВИКТОРОВ
ФЕОДОСИЯ
(краткое сожаление)

Раннее, тёмное октябрьское утро над срединною Россиею. Зябко. Вдоль железнодорожного пути, где-то около Тулы, зевая, вздыхая и тихонько матеря жизнь, двигается обвешанный разным инструментом путевой рабочий Иван Жмаков. Все ещё спят в мире вокруг Жмакова утренним осенним сном – и начальники, и жена, и дети, а ты – на тебе! – тащись вон, в туманную тьму ещё до первых петухов: работу начальники выискали. Вчера Жмаков случаем «гулял» на поминках: умер кто-то, потом ругался с женою, потом бранился в воображении с начальством, нарядившим его на раннюю работу, потом уснул, твёрдо решив на работу эту наплевать и проспать, но всё-таки встал вовремя, ополоснулся во тьме и даже захотел снова жить и работать. Нашёл принесённое с вечера, с поминок, во фляжке из-под коньяка какое-то пойло, выпил, взбодрился и решительно вышел из дому в почти что хорошем настроении. Одна была печаль: нигде не нашёл он курева; на станции же зевала одна злобная, некурящая дежурная; можно было бы поискать милиционера, но не любил Жмаков эту публику. Решил присмотреть окурок по дороге на путях и так и виделся он ему толстой, лишь с самого кончика подпалённой, почти сухой «беломориной».
Несмотря на бодрость от утреннего свежего безмолвия, Жмаков ярил своё сердце несправедливым к нему отношением всего мира, состоящего из начальников, жены, соседей и даже товарищей; инструмент, ему давно привычный по весу, тоже хотелось обругать: и неуклюж-то он, отечественный, и по спине бьёт, и тяжёл сверх меры. «А всё оттого, что бестолково у нас вещи делаются, металла не жалеют, не то, что за границей...» За границей Жмаков не бывал, но был уверен, что там инструмент – что надо: лёгкий, путёвый и послушный. Обиженный инструмент отечественный действительно начинал толкать его в спину и в бока, и Жмакову тогда хотелось забыть и свое бодрое, приподнятое настроение и свежесть ещё не совсем холодного утра, а крыть бы и крыть и себя самого, и то, что вокруг, и то, что было, и то, что есть, и то, что будет.
Тишина вдруг отпрянула, стал нарастать гул и мимо Жмакова пронёсся поезд со слепыми окнами: спят голубчики пассажиры. Лишь кое-где мелькал уютный вагонный спальный свет, и тогда была видна чёрная по белому надпись на вагонах: «Феодосия – Москва». Вот ведь устроились некоторые: и едут и ещё и спят к тому же. А тут шагай, тащись, не спи – и всё ради них. Ветер от поезда треплет Жмакова, пытается сорвать с него шапку. Чёрта с два!
Поезд исчез, как и не бывало. Жмаков поправляет шапку и волосы и плюёт вслед поезду. Всё также ещё темно вокруг, если не считать белого пятнышка между рельсов. Жмаков в смутной надежде бредёт к пятнышку и находит пустую пачку «Беломора». От нечего делать он расправляет пачку, засовывает в неё два чёрных, корявых пальца – нет ничего, сволочи. Жмаков стоит в мутном свете наступающего утра и не хочется ему от разочарования идти дальше, а хочется так вот стоять и стоять. Пачка всё ещё торчит между пальцев. А что бы хоть полупустую выбросить? Нет, жаден народ стал.
Жмаков вдруг чувствует заледенелость, озноб – всё-таки осень. Всё как бы онемело, и не в силах – или лень просто отчего-то – он выбросить застрявшую между пальцев пачку. Он тупо смотрит на неё, вертит, начиная различать надписи на обратной стороне: табакпром, ещё что-то и – г. Феодосия. Феодосия! Это вам не Федосья какая-нибудь, не Федора, а Феодосия! Поди там ещё тепло, не так, как здесь. Там море, а оно, конечно, синее и тёплое, хотя Жмаков на своём веку видел только свинцовые и холодные моря.
Феодосия. Крым. Вроде бы и недалеко это – одну ночь пути по этим вот рельсам, а не бывал Жмаков в Крыму. В школе любил он географию и по Крыму мог ответить бойко; победил даже в викторине какой-то; выдрал из атласа карту Крыма и наклеил дома на подоконник, за что влетело от матери. Собирались его  как толкового пионера послать в Артек, вот и решил изготовиться основательно, но послали не его, а сына городского начальника; он, сын этот, тоже теперь начальничек, спит сейчас себе где-нибудь в Москве, в большой квартире, но не завидует ему уже Жмаков: неважная, как часто теперь оказывается, жизнь у начальничков – никакой веры в завтрашнее утро, не то, что у Жмакова: завтра утром он уж точно будет сладко спать.
Про Крым сочно рассказывала буфетчица со станции: море, персики, виноград, народ нарядный и богатый. У неё в буфете торчали над шкафом две крымские открытки, и Жмакову иногда тепло и сладко в холод и горькую слякоть было взглянуть на них: горы, светлые дома, как дворцы, пальмы торчат, пышные кусты; внизу синее море, белые кораблики под солнцем.
Подростком собрался он в Крым с приятелями, но отец – царство ему небесное! – нашёл и пропил с трудом собранные Жмаковым мятые рубли и трёшницы.
В армии Жмаков попал на Север и только издали со скудного берега видел стальное, белесое море под низким, суровым небом – ни привета, ни улыбки.
Когда вернулся, отца уже не было в живых, а мать скопила ему денег: погуляй, Ванюша, погуляй, милый после воли-то солдатской. И погулял Иван: захотелось тепла после холода – в три дня пропил все эти деньги, и ещё другие деньги, и ещё что-то. Плакала мать: «Хоть бы в Крым свой лучше съездил, повидал бы свет...»
А что, надо бы, конечно. Но тут женился Иван, не до Крыма стало, а когда с женой как-то по весне вдохнули разом сладкий воздух, принесённый южным ветром, распрямили согнутые плечи и порешили: «Давай поедем», то Ивана вскорости посадили. Конечно, можно было на начальство грешить: оно-де, мол, попутало, подговаривало вагоны грабить, но ведь и сам хорош: хотел на Крым в одну ночку заработать.
Вернулся Иван через несколько лет и опять загулял – теперь после воли арестантской. Пыталась жена ему что-то о Крыме толковать, про то, что «детишек бы свозить к морю, подлечить...», но где там... И жена загуляла с ним скоро. И отпуска им за пьянство и прогулы давали по справедливости только зимой. И в отпуска свои они спали. Снега и снега вокруг, всё спит, и они спят – хорошо.
Вот и ещё лето прошло и опять будет зима, вот и ещё бедовая голова седее стала. Кто определил всему быть так, как есть? Небо над головою, начальники или сам Жмаков? Или это триединство неразделимо? И ничего с этим поделать нельзя?
Жмаков меряет глазами убегающий к югу путь: неужто не одолеть ему никогда этого проклятого пространства? Сейчас уж поздно, а вот летом! Уж летом-то непременно! Вернется он, поговорит с женою, с детьми перед школою: будет вам, ребята, летом море, поедем, ребята, в Феодосию, будете есть там персики и виноград, а папа будет курить феодосийский  «Беломор» на тёплом бережку.
Сладко мечтается Ивану, даже теплее стало – согрелся, наконец, от далекого крымского солнышка. Вот он раздевается и идёт по нежному песочку к морю, которое синее-синее, будто вода в тазу, куда жена синьки напустила. Его бело-серые неловкие дети мгновенно под солнцем становятся бронзовыми; раздевается и жена. Ивану неловко смотреть на раздетую жену, и он отворачивается: знает он, что нечего уже ей обнажить, кроме рыхлого, пухлого тела и дряблой от плохой пищи кожи, но и жена – о, чудо! – преображается под золотым солнцем, становится сама золотой, как в юности стройной и крепкой. И успокоенный, довольный Иван идёт, наконец, к морю. Оно шумит всё сильнее; вот уж на Ивана катит волна: огромная, сильная, синяя, с зелёным солнцем внутри, вся в белоснежной пене. Гул нарастает – сейчас Ивана накроет волною, он нырнёт под неё, в самую толщу...
В это время подлетевший поезд на Феодосию щелчком – как таракана со стола – сбивает Ивана Жмакова, и тело его катится с насыпи. Нет, не поедет уже Иван Жмаков, пьяница и непутёвый рабочий, в Крым, в солнечный приморский город Феодосию. И не закурить ему тамошнюю папиросу, как уже не закурить в этой жизни никакую.
Поезд, как скрывающийся с места наезда водитель, быстро исчез вдали. Завтра над ним разольётся щедрый южный свет, и окна увидят горы и ждущее всех и никого синее море.

21 октября 1988 г.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Александр Викторов
: ФЕОДОСИЯ. Рассказ.

09.10.03

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275