Михаил Филиппов: Египет длиною в 12 дней.
«Я радуюсь всему. Я бережно собираю свои ощущения и опускаю их в копилку души. Я не знал, что способен удивляться и радоваться…»
В этом эссе есть всё египетское (жара, Красное море, коралловые рифы, пустыня, нищета, фараоны, Шампольон, жизненные контрасты, суждения о бренности бытия, воспоминания о прошлом…) – нет только пирамид. Я помню, как М. Филиппов собирался в эту поездку. Как это водится у деревенских, родственники его, чтобы помочь ему с деньгами, закололи кабанчика. В Египет Михаил отправился всего лишь с 200 долларами (да и это было для провинциального журналиста гигантской суммой), а привёз оттуда нечто неподдающееся количественной оценке: блестящие, на мой взгляд, и очень умные записки о далёкой стране.
А потом, когда Миша через полгода скоропостижно скончался, у меня (я тогда работал врачом) нередко спрашивали: не связана ли как-то его смерть с резкой переменой климата, с плохой акклиматизацией?..
Очерк Филиппова «Египет длиною в 12 дней» свалился на нас тогда словно снег на голову. Чувствовалось, что Михаил работает очень напряжённо и радостно. Возможно, по ночам. Его записки о Египте печатались в четырёх или в пяти номерах районной газеты, с продолжением. Начало, скажем, уже было опубликовано, а продолжение ещё только сочинялось. «Миш, не успеешь ведь, – замечал я, наблюдая за тем, как он буквально на коленке создаёт очередную порцию текста, лепит свой бисер-почерк на клочке бумаги. – Завтра газету сдавать». А он только усмехался. Он вернулся из Египта очень вдохновлённый и какой-то успокоенный.
«А почему же ты к пирамидам не поехал?» «Очень дорого. Да и рассказали о них уже все, кому не лень. Зато я видел Берег мёртвых, Карнакский храм и древние Фивы…»
Важно ведь что: он описывает не только цены на пиво, шведский стол и как там туристы хватают насморк под кондиционерами (так многие сейчас пишут свои «путевые заметки») – Филиппов сумел разглядеть за частностями нечто большее, высокое, вечное. Он рассуждает о жизни и смерти, о нищете и богатстве, о природе национального и о незыблемости прекрасного. «Краткосрочное и не всегда удачливое время жизни должно наполняться смыслом смерти. Гимн этому – весь древний Египет, стоящий более 60 веков…» По мнению автора, единственная в египетской истории женщина-фараон Хатшепсут была «прекрасной женщиной. Она была прекрасней Нефертити и Клеопатры. Потому что некрасивая женщина не может создать такой прекрасный храм». (Это о ступенчатом храме Дейр-эль-Бахри.)
И, конечно, никак не избавиться от мысли, что М. Филиппов предчувствовал свою кончину, часто думал о смерти.
«Только смерть права. Нужно принимать её достойно и готовиться к ней всю жизнь. Потому что смерть – продолжение жизни. Вот главная правда Берега мёртвых…»
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|