Алексей Карaковский: Осуждение графомании (крик души просвещённого читателя).
В давние времена был такой обычай: по любому поводу писать манифесты и памфлеты (как Том Пэйн, однако). Иногда я просто поражаюсь, почему при таком накале страстей в мире сетевой литературы эта традиция не возобновилась?...
Представляю на читательский суд свой первый манифест на "Точке Зрения", посвящённый феномену графомании. Я понимаю, меня можно упрекнуть за неоригинальность (ведь на эту тему сказано уже немало) - и, всё-таки, я считаю, принятый взгляд на графоманию не учитывает многие её особенности. В любом случае, надеюсь, что написание оного эссе будет способствовать конструктивному обсуждению проблемы.
P.S. См. так же обсуждение на форуме данной темы -(http://lito.ru/forum/viewtopic.php?t=278
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|
Осуждение графомании (крик души просвещённого читателя)
Возможно, этот текст повторяет азбучные истины, но манифесты для того и пишутся, чтобы чётко и внятно выразить позицию по тому или иному вопросу. Могу лишь сказать, что для меня данные постулаты не были очевидны, пока я не обобщил весь свой опыт общения с субкультурой любительской поэзии.
Существует традиционное заблуждение, что графоман — это тот, кто пишет примитивные, безграмотные стихи. Это не совсем так. Произведения графомана могут быть сложными, абстрактными, «навороченными», даже вполне грамотными — и пустыми. Сутью феномена графомании является определённая жестокая, сугубо аморальная идеология, порождённая в определённой культуре или, точнее, культурной ситуации.
Графоман — всегда жертва общества. Неумение или невозможность занять своё место в социуме заставляет его искать другие сферы реализации, в которых можно получить относительно высокий статус. И так, как уже одно умение структурировать речь вызывает уважение непосвящённых, стезя литературы часто оказывается наиболее удобной — ведь для написания имитаций произведений графоман ограничивается всего лишь фрагментарными школьными знаниями о литературе, доступными практически каждому. Однако, после написания первой же подобной поделки процесс образования для графомана заканчивается, и ему достаточно оперирования уже имеющейся информацией. Не имея идей и не владея каким-либо культурным багажом, графоман пишет только о том, что он знает лучше всего — о себе: о своих несчастьях (депрессии, тяги к самоубийству, несчастной любви) или, наоборот, о минутах блаженства (счастливой любви, друзьях, выпивке — на худой конец, любимой кошке). Погружённость в свою значимость и неумение пользоваться языком атрофирует у него и чувство юмора, и какие бы то ни было чувства вообще. Процесс написания произведений для графомана означает подгонку штампов с целью вызвать немедленное сострадание читателя как единственно возможную реакцию.
Некоторые примеры штампов, неточностей и халтуры — встреченные в последнее время.
«Судьба развела как мосты над Невою» — перепето явно не один, и не десяток раз.
(http://rosy.stih.ru/personal.php?login=rosy&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10526)
«Маски снимая с усталых // натруженных лиц». Можно ещё про марионетки — столь же актуальная тема, наверное.
(http://madsestra.stih.ru/personal.php?login=MadSestra&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10490)
«Душа пусть умрёт поскорее». Не знаю, как может умереть бессмертная душа — даже в буддистской догматике. Это, мне кажется, надо видеть.
(http://causs.stih.ru/personal.php?login=causs&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10267).
«Вокруг слепые манекены» — интересно, бывают ли зрячие манекены?
(http://rejn.stih.ru/personal.php?login=Rejn&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10243)
Разумеется, частым явлением бывает и претензия на оригинальность. Именно тогда графомана и выдаёт врождённая безграмотность.
Некоторые изобретатели упоминают «беспардонный кляп» — не говоря уже о прочем: «Свет ломился в открытые двери. // И прислушивался к закрытым. // Цементируя течь потери // Беспардонным кляпом открытий».
(http://seredinadnya.stih.ru/personal.php?login=seredinadnya&act=rubric&id=100&stih_show=1&stih_id=10520)
Понравилась также «Загазованность глаз твоих»
(http://fima.stih.ru/personal.php?login=FIMA&act=rubric&id=100&stih_show=1&stih_id=10356)
«Зрачки, как вороны // Меня уносят» - картинка из Стивена Кинга, видимо...
http://olechka.stih.ru/personal.php?login=Olechka&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10255#stih)
Почти концлагерные пытки: «И сердце разорвано в клочья...»
(http://causs.stih.ru/personal.php?login=causs&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10267)
А вот до чего может довести наркомания: «Я бегу к нему по протоптанным венам»
(http://fima.stih.ru/personal.php?login=FIMA&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10191#stih).
Тоже явный садизм: «Все тело рваное в заплатах»
(http://rejn.stih.ru/personal.php?login=Rejn&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10243)
Несомненные открытия в области психологии и физиологии: «И вену вдруг в чувства придут у тебя»
(http://fima.stih.ru/personal.php?login=FIMA&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10261)
Одна девушка вообще кого-то там «Вскормила нервом». Редкое самопожертвование.
(http://olechka.stih.ru/personal.php?login=Olechka&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10255#stih)
«Не надо молить прощенья, // И стоном кричать, "Помоги"!» — так, всё-таки, стонать или кричать?
(http://alina.stih.ru/personal.php?login=alina_v&act=rubric&id=100&stih_show=1&stih_id=10252).
О любви и суициде: «Хочу сказать тебе-"ты СУКА", // Ты "непокорная ОВЦА" // О,боже,но какая мука! // Как жизнь прожить мне до конца!?»
(http://cameron.stih.ru/personal.php?login=Cameron&act=rubric&id=3&stih_show=1&stih_id=10231).
Групповая графомания во много раз усиливает индивидуальные особенности графомана. Больше всего боясь быть не услышанным, графоман увеличивает воздействие на сознание за счёт количества произведений, их экспрессии и пафоса. В условиях малой группы для патологических графоманов характерно нарастание истероидных черт характера (демонстративности, эгоцентризма, максимализма). Причина таких отклонений, на мой взгляд, состоит отчасти в иллюзии искренности, создаваемой графоманскими поделками, отчасти — в условности самого субкультурного общения, предстающего перед человеком некой игрой. Однако, если такая игра происходит в интернете, необходимо помнить, что любое сообщение не только не публикуется, но и многократно копируется — то есть ответственность за каждое слово должна быть, действительно, полной.
Примеров патологии даже больше, чем плохих стихов, но ярких индивидуумов попадается действительно мало. Приведу цитаты одного их них (http://dvalen139.stih.ru). «Мы – потенциальные самоубийцы, по определению не можем жить» — слова ныне благополучно здравствующего графомана. Плохая реклама своих убеждений, не так ли? «Что же ты так к словам – то предираешься? Это же стихотворение»; и далее — «Безграмотность – не порок, а средство шевелить мозгами (совершенствоваться)» — без комментариев.
Следует различать от графомана начинающего автора, которых сближает, разве что, только лишь жажда признания. Начинающий автор всегда имеет тенденцию обучения мастерству и, по возможности, не допускает деформации своего литературного вкуса и системы ценностей. Это означает также, что литератор может писать в стол, а графоман — нет. Литератор читает книги, а графоман — в лучшем случае, других графоманов. Литератор имеет свою жизненную и художественную философию, а графоман — только мотив.
К сожалению, читатель часто оказывается неподготовленным к такой ситуации. Ожидая прочитать поэзию, он принимает за неё более-менее сносно поданную халтуру — чем деформирует своё представление не только о поэзии и культуре вообще, но и нравственности. «Человечность» графомана кажется ему достаточным оправданием его интеллектуально-нравственной убогости — в результате чего эгоистическая аморальность графомана приводит к попустительской аморальности читателя. Выход из такого круга — практически невозможен.
Хочу заметить, что я не стремлюсь к простому декларированию общеизвестных фактов. Данные соображения являются обоснованием руководства к действию.
Если Вы просто пишете стихи или рассказы — задумайтесь о себе.
Если Вы любите литературу — помните, что время проверяет её не только на художественную, но и на человеческую ценность.
А если Вы просто честный человек — то не бойтесь своей честности и смело говорите графоману то, что Вы о нём думаете.
Он достоин презрения.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Алексей Карaковский: Осуждение графомании (крик души просвещённого читателя). Эссе. 15.10.03 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|