Василий Гаврилюк: Пианино.
Рассказ «Пианино» Василия Гаврилюка подкупает простой и ясностью изложения, здесь нет лишних слов: все предельно кратко. Ностальгия по детству и музыке связана с воспоминаниями о сестре, имени которой автор даже не называет. Все понимают, что память избирательна, но в данном случае эта избирательность доведена до абсурда: трудно себе представить, что кто-то может не помнить имени сестры. У героя сохранились воспоминания о пианино, о занятиях музыкой, об одном странном дне, когда отец уехал в командировку. Этот день стал переломным моментом в судьбе героя, и его размышления о прошлом и будущем, о цельности человеческой жизни в контексте рассказа звучат драматично: «Сестра аритмично играла Лунную. Соната брыкалась, зависала в воздухе, забывая предыдущие ноты и таким образом переставая быть самой собой. Я сидел на стуле, придавленный падающим сзади тяжелым густым светом и лениво думал, что вещь делает цельной её прошлое и будущее, что целостная жизнь обязательно включает в себя память о случившемся и планы на будущее, иначе это просто отдельная нота, коих на самом деле немного разных».
Параллель между человеческой жизнью и музыкой – достаточно известный композиционный прием, поэтому, его реализации могут показаться банальными, в этом рассказе автору удалось избежать фальшивых нот. Повествование о детстве ведется отстраненно, текст трудно назвать сентиментальным, хотя эпилог рассказа печален: «Только дребезжащее ля нижней октавы, вся моя жизнь оказалась одной нотой, мелодии не вышло». Причина того, что жизнь не сложилась, не вышло мелодии, выглядит неправдоподобно, но, как и весь текст, правдиво художественно.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Анна Болкисева
|