Александр Викторов: СВЕЧА В РУКЕ У СМЕРТИ.
«Глаза и лоб Бога – Россия. Она одна открыта. Вот он поскрёб лоб, задумавшись, и столько-то русских людей, и не заметив, ногтями изъял из России; сморщил лоб – собрал русских, столкнул друг с другом, разгладил – разлетелись они; заболел – лоб горяч стал – пожар в России; плачет Господь – в России наводнение небесное, разлив весны духа и веры; сухи его глаза – жестокая пустыня в России, чёрствая корка на её лице…»
А.Викторов для публикации своей повести на ТЗ написал длинное предисловие, вот и я не удержался, процитировал довольно большой фрагмент, который врезался в мою память. В предисловии автора – почти весь сюжет, но это – лишь каркас, скелет, главное же в повести, по-моему, совсем другое. «Свеча в руке у смерти» написана в великолепной манере романтической прозы ХIХ века, и просто диву даёшься, как А. Викторову удалось так вжиться в реалии того времени, в тот язык и нравы, в проблемы, заботы, тревоги и надежды людей, которые жили лет сто пятьдесят назад.
Все персонажи повести – и красавица Наталья с мужем, благородным Андреем Николаевичем, и «чёрная старуха» Евдокия Осиповна, и простой крестьянин Фёдор с его странными видениями и фантазиями, и рискованно-разбитная Аглая, и томная, неудовлетворённая жизнью крымская возлюбленная главного героя, и «крупный» (рыхлый, должно быть) отец Валентин с его мягкими манерами, и поляк-управляющий Казимир, который смотрит волком на всех русских – прописаны тщательно, со вкусом, точно и почему-то узнаваемо (очевидно, потому, что давно уже прочитана нами проза Бунина, Чехова, Тургенева, Лермонтова, Пушкина, Толстого, и об этих книгах непременно вспоминаешь, когда читаешь повесть А. Викторова).
К вязкой и неспешной манере повествования надобно ещё привыкнуть, но глубина мысли и внимание к слову чувствуется в каждой фразе. Повесть написаны от лица художника, очарованного, но и напуганного своей почти забытой родиной, и красочно, ярко здесь на каждой странице. Главный герой словно на ощупь, на зуб пробует каждый оттенок и каждый тон, открывающийся ему на Руси необъятной и необузданной, и невольно ждёшь, чем же закончится эта его работа над художественным полотном под ёмким названием «Россiя», которое он силится сделать прекрасным и универсальным.
А. Викторов написал пространное либретто-предисловие к своей повести, а можно было обойтись всего лишь одной фразой: «Памяти великой русской литературы посвящается». Это удивительно: и в наше время есть писатели, которые владеют хорошим русским языком, не обезображенным современным сленгом. Это я об авторе повести «Свеча в руке у смерти».
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|