Олег Козленков: РАССКАЗИКИ.
«Внизу, в полуметре от пола, было уже сумрачно, хотя и вполне светло, но стоило поднять взгляд вверх, как от непроглядной черноты сводило скулы. Чьи-то гигантские ботинки, старые, потрескавшиеся, стянутые кое-как истёртыми шнурками, стояли в центре комнаты. Из них вверх, в темноту тянулись ноги, теряясь впотьмах». Так выглядят, по мнению Олега Козленкова, чистилище и тот, кто вершит там Высший Суд. И не сразу поймёшь, что автор шутит. Эти миниатюры написаны с изрядной долей весёлого цинизма, они раскованны и рискованны, но очень скоро читатель перестаёт шарахаться от нарочитой грубости повествования и начинает просто смеяться. Нет, не так – сначала улыбается, потом посмеивается, потом, пардон, просто ржёт, как лошадь.
На первый взгляд эти «рассказики» мало связаны друг с другом, но если присмотреться, всё тут переплетено в тугой узел. Каждая миниатюра стоит на своём месте. И с точностью швейцарских часов то и дело появляется очередная сказка о свиньях. Эти сказочки – словно рёбра в грудной клетке: без них вся конструкция выглядела бы нелогичной и непрочной.
И мне кажется, что автор хотел не только рассмешить, развеселить своего читателя отчаянным стёбом и парадоксальной мыслью. «Ненавижу поучительные истории или ситуации с моралью в конце», - предупреждает О. Козленков, но, например, в своей сказочке «скафандр и свиньи» он несколькими точными и неожиданными фразами рисует нам тот вариант, когда наша планета может просто навеки остаться «на задворках истории галактики как колыбель свиноводства», если «общественность» пойдёт на поводу у свиней и будет молчать. Так что есть тут иногда и «мораль в конце».
Но почти всё, о чём в «рассказиках» написал О. Козленков, выглядит совсем не так печально, как, например, в сказке про скафандр и свиней, а скорее весело, забавно – и то, что явно выдумано, и то, что срисовано с натуры, потому что это написано «удивительным придумщиком и сладострастным шутником» (во всяком случае, сам автор хочет, чтобы так о нём думали… хотя бы иногда…)
«Хотелось бы ощущать рядом хорошую грудь. Мне без этого очень плохо работается!»
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|