Станислав Фурта: Джозеф.
Впечатление от нового произведения Станислава Фурты осталось неоднозначное. Этим объясняется то, что я достаточно долго не могла написать рецензию. С одной стороны, перед нами добротный текст, законченный, хорошо выстроенный и самое главное – увлекательный. Оторваться от повествования невозможно. С другой стороны, нет того, что ждешь от произведения, оформленного, как монолог лирического героя. Я бы назвала это «душевностью», кто-то говорит о «надрыве». «Джозеф» - отстраненный рассказ подвыпившего героя о любовной коллизии, в которую он был вовлечен волей случая.
Любовная коллизия кажется несколько надуманной и «олитературенной». С первых же абзацев почему-то вспоминаются романы Набокова, тоже «душевностью» обделенные ( за исключением одного, первого,менее удачного, чем все остальные). «Джозеф» - произведение больше игровое. Автор произвольно или непроизвольно уводит читателя в мир стереотипов и архетипов, обыгранных в текстах многих художников прошлого века (20 век – «прошлый» - какой ужас!:) В конечном итоге, где-то в середине повести мы уже можем предсказать финал, тем не менее, не возникает желания бросить чтение. И когда монолог героя переходит в диалог с неким Джозефом, молчаливо слушавшим его исповедь, автор ставит читателя перед загадкой, которую отгадать может каждый по-своему. У меня возникло несколько версий решения этой задачки, но излагать их, по-видимому, все-таки не стоит, пусть все, кто дочитает до конца, сами выдвигают свои версии. В общем, не удалось Станиславу Фурте в этом тексте потрясти душу читателя и вызвать эмоциональную бурю, получилось совсем иначе – весь как будто знакомый текст, пронизанный многочисленными аллюзиями, превратился в интереснейшее чтение с финалом, после которого хочется спросить автора: «А зачем все именно так заканчивается?».
Всем желаю нескучного чтения.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Анна Болкисева
|