Валентин Катарсин: Скрипка и футляр.
Вспоминаются другие произведения на эту тему: «Хойти-Тойти» Беляева, «История покойного мистера Элвешема», «Человек, потерявший своё лицо» Беляева… И, в каком-то смысле, близкие этим: «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона, «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда, «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» Уэллса, даже «Собачье сердце» Булгакова. Тема, в общем, в литературе разработана: вольно или невольно человек меняет своё тело или по какой-то причине «раздваивается», вынужден жить в другой оболочке, и уже не поймёшь, где он, этот человек, настоящий – тот, прежний, или этот, новый. (Кстати, и у нас, на «Точке зрения» тоже было нечто похожее: см. «Крысиный мир» А. Комиссаренко – мозг учёного пересадили в тело большой крысы.) Основной вопрос: что же всё-таки главное, что «скрипка»: тело или мозг (душа?).
Рассказ очень хорош, написан профессионально и запомнится надолго. Вызывает только сомнение концовка, где герой за деньги «отгадывает» прошлое своих знакомых. Этот фрагмент выглядит как вставная новелла и несколько затягивает сюжет. Потому что главные-то вопросы уже заданы и даже, очевидно, получены ответы. Впрочем, вполне возможно, что прав именно автор, а я не прав: наверно, в финале и нужно было показать, как главный герой, потеряв всё самое дорогое, вынужден заниматься всякого рода чепухой. Щеников не может найти счастья и успокоения ни в старой своей семье (там он теперь чужой, узнала только собака: этот эпизод написан очень эмоционально – неизбежная рана на сердце читателя), ни в новой, деревенской. «Скажи, что не живой я и не мёртвый, а так – некто третий…» К сожалению, жизнь у человека одна, и с этим ничего не поделаешь.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|