Анатолий Вайчунас: Возвышающее искусством.
Человек не помещается в скрипичный футляр...
Весь, целиком, так, чтобы наружу не торчали полосатые носки, концертный галстук и фалды фрака. Очевидно, нужно нечто большее. К примеру, футляр от виолончели. Может, именно поэтому виолончелисты в жизни крепче и основательнее скрипачей. С другой стороны, балалаечники, скажем, активнее, напористее, агрессивнее, что объясняется сильно смещенным центром тяжести у их орудия производства и, соответственно, значительным вращательным моментом. К сноровистому же потреблению благ лучше всего приспособлены баянисты, наработанным дюжим охватом рук и основательной усадкой.
Впрочем, рассказ Анатолия Вайчунаса, очень хрупкий, составленный из невпопад подобранных осколков воспоминаний героя, не совсем об этом. Он, на мой взгляд, о том, в какой мере человек принадлежит музыкальному инструменту, а в какой музыкальный инструмент человеку. Талантливый скрипач талантлив настолько, что, ткни его пальцем, и на пыльный чужой паркет прольется амброзия. Там просто не остается места ни для чего другого. И это не Орфей, который готов спуститься в Аид за своей Эвридикой, и для которого музыка становится средством достижения женщины. Здесь не Аполлониево, а скорее Дионисиево начало. Здесь человек «вещный», половинный, замкнутый лишь в мире своей музыки, своих скрипок, составных частей суперэго, «возвышающего искусством». Сломанная дека инструмента отталкивает от него другого человека, так что он остается в одиночестве своего таланта. Однако, нельзя сказать, что это ему не нравится. Поэтому остаются сомнения, не является ли он лишь продолжением смычка, чем-то вроде механической куклы, повторяющей одни и те же, раз назначенные, движения...
Хотя... Решать все-таки читателю.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Руслан Зарипов
|