h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Эдуард Абрамов: X «Литературное Воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 9 апреля 2006 года (Репортаж).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Эдуард Абрамов: X «Литературное Воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 9 апреля 2006 года.

Перед Вами репортаж о VIII «Литературном воскресенье» в клубе «Мир Приключений», организованного 26 марта 2006 года сетевыми ресурсами "Точка Зрения" (http://lito.ru) и "Пролог" (http://ijp.ru). Ведущим вечера был Сергей Алхутов.

Выражаю искреннюю признательность всем участникам встречи и лично автору репортажа, регулярно и интересно пишущего о наших мероприятиях.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Эдуард Абрамов

X «Литературное Воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 9 апреля 2006 года

Что такое в Москве погода-природа? Одно расстройство! Если ты не за рулём, то всегда недостаточно тепло. А иногда — чересчур холодно. И хотя Ваш покорный слуга прошёл испытание Балтикой (не пивом, конечно, а именно Балтийским морем, моей Родиной), было ему 9 апреля как-то холодно и неуютно. Впрочем, все эти неудобства закончились как только я вошёл в клуб «Мир Приключений», где как раз начиналось Десятое Литературное Воскресенье, организованное шеф-редактором сетевого журнала «Пролог» (http://ijp.ru) Алексеем Караковским и главным редактором сетевого журнала «Точка Зрения» (http://lito.ru) Сергеем Алхутовым.

Зал был полон, и публика всё больше была неизвестная. Знакомые мне лица из Фронта Радикального Искусства держались близ бара, и только Михаил Красавин казалось, овладевал всем помещением клуба, хаотично по нему перемещаясь. На сцене музыканты строили звук, оперируя немыслимым числом шнуров и микрофонов, но звукооператора Сергея Крюковского видно не было. За одним из столиков сиротливо примостились Сергей Алхутов и Ольга Лебедева. За другим — в дальнем углу — находился видеооператор с мощной камерой на штативе. Караковского видно не было (потом выяснилось, что опять замучила работа, и приехать ему не удалось).

К половине третьего отстройка была закончена. К микрофону вышел Михаил Красавин и объявил, что сейчас выступит группа «Ожог», обещав после её выступления передать слово настоящему ведущему сегодняшней программы Сергею Алхутову. Загадочную улыбку Алхутова, казалось, было видно даже с затылка.

Вышедшие музыканты, впрочем, представились иначе — оказалось, играть будет группа «Брешь Безопасности». Группа состояла из трёх серьёзных мужчин — ритм-гитариста, басиста и вокалиста (как я узнал позже, последнего зовут Виктор Кульганек). Играли что-то очень ритмичное, жёсткое. Мне больше всего запомнилась песня «Время жить и время умирать» — может быть, оттого, что контрабасист Рустам из ФРИ вызвался подстукивать ребятам на бонгах и делал это с душой.

В сети «Брешь Безопасности» иногда сравнивают с «Гражданской Обороной» — мне же показалось, что их музыка куда более похожа на творчество «Комитета Охраны Тепла».

Отыграв песню, объявленную Кульганеком как последнюю (кажется, она называлась «Ночь на Земле»), музыканты лишь чуть потеснились, и к микрофону вышел обещанный Алхутов. Он несколько раз настойчиво, на грани занудства, повторил, что выступала группа «Брешь Безопасности», да-да, именно «Брешь Безопасности», а сейчас будет играть группа «Ожог», запомните, группа «Ожог». И перед публикой явились... те же самые люди, только без прежнего гитариста. Кульганек взял бас-гитару, ритм-гитара оказалась в руках у игравшего прежде на басу человека (позже я узнал, что его зовут Константин Мишин), и выступление «Ожога» началось... стихами Мишина. Надо сказать, не самыми плохими, хотя и скорее эпатажными, чем техничными.

В дальнейшем группа «Ожог» так и строила своё выступление: одна-две песни — стихотворение. Музыка у «Ожога» была более инструментальной, чем у «Бреши Безопасности» и, пожалуй, более мелодичной, а тексты — менее брутальными.

По окончании выступления «Ожога» к микрофону вновь вышел Михаил Красавин и объявил технический перерыв. Он так и остался у микрофонной стойки, и к нему стали вереницей подтягиваться люди из Фронта Радикального Искусства — я насчитал единовременно около семи человек. Здесь были: впервые увиденный мною длинноволосый перкуссионист (говорят, подменивший внезапно заболевшего Никритина); хорошо известный завсегдатаям «Мира Приключений» поэт и варганщик Дмитрий Свистунов; вооружённый нераспознанным мною среднеазиатским струнным инструментом Евгений Багдасаров; Красавин безо всяких инструментов; контрабасист Рустам с безладовым басом; второй(!) бас-гитарист, сидевший до начала выступления рядом с Алхутовым и, вероятно, знакомый с ним; а также стремительно сменяющие друг друга поэты и музыканты из ФРИ с инструментами и без.

Действо ФРИ было по задумке тотальным и непрерывным, и задуманное удалось почти без отклонений. Начал Красавин, его без перерыва сменил Дмитрий Свистунов своими стихами с врезающимся в память эпизодом «Здравствуй, Бим — Здравствуй, Бом» при непременном участии Никиты Подвального (нечасто услышишь стихи, читаемые на пару, от кого-то другого). За Свистуновым вышел сам Никита Подвальный. Его сменил интеллигентный Володя Навроцкий с отлично запоминающейся ласково-некрофилической «Гугужгой». За Навроцким под непрекращающееся музицирование ФРИ к микрофону вышел человек в пиджаке (по виду — почти «в штатском») по фамилии Бундин — фамилию мне пришлось узнать позже у Михаила Красавина (найдя его на улице и, кажется, слегка напугав), так как в процессе выступления никто никого не объявлял и не представлял публике. После Бундина читал свои загадочно-медитативные стихи, отложив среднеазиатский инструмент, Евгений Багдасаров — посреди чтения он вдруг начал навязчиво хихикать, и, чтобы прекратить это, сказал в дальний угол, где располагалась камера на штативе: «Прошу видеооператора не смешить меня». Вслед за Багдасаровым к микрофону вышел Олег Болдырев — не смотря на довольно существенное отличие стилей первого и второго, включая внешний имидж, смена произошла довольно плавно. Болдырев пел свои зажигательные революционно-боевые песни, а зал ему подпевал, особенно при исполнении песни про Вашингтон. После Болдырева к микрофону вновь вышел Михаил Красавин — он был весьма экспрессивен, но в общую канву вписался отлично.

«Фронт» — на то и «Фронт», чтобы выступать в неразрывном единстве; этим он, как мне кажется, и отличается от «Точки Зрения», подающей каждого автора в его уникальности. Словом, ФРИ вполне удачно сгенерировали у публики впечатление тотальности происходящего, при которой можно что-то читавшееся или кого-то выступавшего и упустить. Или это у меня с непривычки?

Завершила выступление ФРИ прощальная песня на музыку Александры Пахмутовой и слова Николая Гумилёва. Хорошее сочетание общеизвестных авторов — хорошее, когда об этом пишешь, но когда слышишь слова: «Не спасешься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь, Но молчи, несравненное право, Самому выбирать свою смерть», исполняемые на мотив олимпийского гимна 80-го «На трибунах становится тише», не задумываешься о том, хорошо это или плохо, потому что очень смешно.

Когда публика отсмеялась, Михаил Красавин сообщил, что произошедшее было презентацией mp3-альбома Фронта Радикального Искусства, и объявил ещё один технический перерыв, после которого, по его заверению, должна была выступить группа «Фабрика Тяжёлой Воды». Часть народа, включая выступавших, устремилась к бару, к четырём микрофонам вышла очаровательная девушка с малахитово-зелёной гитарой и огненно-рыжими волосами, к ней подошёл Алхутов (он уже который раз пытался если не взять происходящее под контроль, то хотя бы понять, что, собственно, происходит). В результате недолгих переговоров с девушкой Сергей объявил в микрофон, что этот микрофон после выступления Алисы Апрелевой (так звали девушку) окажется свободным, и что на него можно записаться. Публика реагировала вяло — видимо, все находились под впечатлением от выступления ФРИ и не надеялись вызвать у предполагаемых слушателей столь же сильное впечатление, если бы вызвались выступить сами.

Начался технический перерыв. Оглядевшись вокруг, я обнаружил, что в клубе незаметно для меня появились привычные лица — Вячеслав Памурзин, Роман Ненашев и Артём Шепель со своими воспитанницами.

Перерыв длился минут десять, и Алиса начала внезапно, без объявления. Оказалось, она хорошо играет на гитаре и великолепно владеет голосом (то, что она отказалась пользоваться микрофоном, отлично это подчеркнуло), так что объявление при таком мощном начале было бы даже излишним.

Публика узнала от Алисы, что сегодня она прибыла без своих групп, каковых, включая и «Фабрику Тяжёлой Воды», у неё несколько. Она споёт всего пять песен, продолжила Алиса.

Песни были великолепны, совсем в ином стиле, чем творчество «Ожога», «Бреши Безопасности» и любого из авторов ФРИ, и их действительно было всего пять, после чего Алиса сообщила публике, что 26 апреля в 19.00 в «Мире Приключений» состоится её концерт, и поспешно удалилась.

Перерыв, наконец-то, объявил Сергей Алхутов. Я подошёл к бару — там народу было больше, чем в помещении для выступлений. Среди присутствующих мелькало лицо известного сетевого поэта из лито «Рука Москвы» Андрея Воркунова, и мне непроизвольно вспомнились выступавшие в свободном микрофоне одного из предыдущих Литературных Воскресений Власов и Анашкин. Чтобы отделаться от впечатления и выяснить фамилии неизвестных мне выступавших, я вышел на улицу искать Михаила Красавина.

Вернулся в клуб, отягощённый новыми фамилиями, записал их и вернулся к ожиданию свободного микрофона. Мне не терпелось узнать, чем же увенчаются попытки Сергея Алхутова набрать желающих выступить в нём, и когда оный всё-таки начался, это было первым венцом усилий Сергея. Открыла свободный Микрофон Ира Кузнецова, известная стремительным ритмом своих стихов, и для чтения второго стихотворения («Сальери») ей понадобилась темнота.

Это и решило исход микрофонной кампании — в помещении сразу создалась обстановка настолько интимная, слушатели сразу настолько включились в переживаемое поэтессой, и атмосфера свободного микрофона оказалась вдруг настолько отличающейся от атмосферы основной программы, что мне показалось, будто прошла неделя, и я пришёл на следующее, XI-е литературное воскресенье. Присутствующие в зале помогали поэтессе разглядеть в темноте текст, светя ей свечами, зажигалками, экранами мобильных телефонов, кто-то, кажется, даже маленьким фонариком. Когда для чтения следующего стихотворения был дан «малый свет», я понял: побывав на музыкально-поэтическом шоу, красочном, мощном, но ИНОМ, — я вернулся, наконец, на Литературное Воскресенье.

Вслед за Ирой Кузнецовой вышел выступать Вячеслав Памурзин. Кажется, перелом в состоянии атмосферы придал ему духа, и он сходу заявил, что будет, вопреки обыкновению, читать нечто настолько же красивое и бессмысленное (Памурзин напирал на слово «бессмысленное»), какое показал Фронт Радикального Искусства. Присутствовавший в зале Дмитрий Свистунов, было, возмутился (как мне показалось, формально Дмитрий был, возможно, прав), но Алхутов заявил, что сейчас запишет Дмитрия в свободный микрофон выступать с литературной критикой, и диспут угас.

Стихи Вячеслава оказались просто красивыми. Даже пафос смены атмосферы не смог лишить их смысла (впрочем, не обессмыслив и творчество ФРИ). Как оказалось, Вячеслав написал их достаточно давно.

Страсти улегались. После Памурзина к микрофону вышел Роман Ненашев и пообещал прочесть нечто о том, чего никогда не бывает у женщин. Я попытался, было, гадать, о чём же Роман, но выяснилось, как ни странно, что стихи его — о некой цикличности происходящего. Мне показалось, что создание авторами ТЗ своими вступлениями ожиданий, разрушаемых затем самими стихами, начинает превращаться в тенденцию.

Вслед за Ненашевым к микрофону вышла Наталья Лебедева и прочла несколько стихотворений, большинство из которых были объединены в цикл, посвящённый Изумрудному городу. Её выступление длилось, пожалуй,  дольше, чем выступления двух предыдущих поэтов, взятые вместе.

После Натальи Лебедевой Алхутов объявил: «К микрофону приглашается Андрей Воркунов». Я очень удивился и порадовался тому, какой популярностью у известных поэтов пользуется свободный микрофон Литературных Воскресений. Андрей читал в манере, близкой к классической, но стихи его от классических были далеки (за исключением, разве, поражающего воображение количества аллюзий к классике). «Папа папы Карло» вызвал в зале оживление, а прочтённый на бис четырёхстрочный «Архимед» — шок и хохот.

Воркунова сменил новоиспечённый редактор ТЗ Артём Шепель (K Belly) и прочёл в своей небрежно-разговорной манере несколько стихотворений, в том числе уже читавшихся им «Негров, точащих детали».

После Шепеля выступала молодая поэтесса Дарья Штефанюк, и я долго гадал, относится ли она к числу учениц Артёма или нет. Четыре первых стихотворения Дарьи — «Лиля Брик», «Тамань», детское «Хорёк» и лирическое «Всё, что было — моё» — были монотонно-ритмичны, пятое — верлибр, а шестое имело ритм неопределимый и повествовало публике о судьбе Иммануила Ивановича Безрогова.

Следующей была тоже Дарья, на этот раз точно ученица Артёма — Дарья Дергачёва. Она прочла всего два стихотворения — суицидальное «Ша» и стих о наклонно-повелительных глагольных рифмах (каковых, правда, я обнаружил в нём не так уж много).

Затем, после недолгого выяснения вопроса о том, можно ли записаться для выступления прямо сейчас, вновь подтвердившего мне, что свободный микрофон пользуется авторитетом, и закончившегося ничем (потому что в клубе не оказалось уже ни одной гитары), к микрофону вышел Сергей Алхутов. Он сходу установил диалог с публикой, сообщив, что ему есть сегодня почитать, и потребовав от присутствующих выстроить порядок его выступления. Порядок оказался закольцован: сначала сказка, потом древняя легенда, потом опять сказка. Начал Сергей со сказки «Смертушка», и я, услышав название, подумал, было, что сказка столь же суицидальна, сколь «Ша» Дарьи Дергачёвой. Но Алхутов оказался не таков — в его сказке Смерть выходила замуж и рожала мужику детей, а сам мужик без вреда для себя занимался саморасчленёнкой. Расчленёнка и смерть (а также флуд, спам, а ещё флейм) присутствовали и в древней легенде, а завершающая Литературное Воскресенье сказка «Игла», напротив, была построена на каннибалистической идее поглощения всех всеми и всеобщего слияния — причём, как водится у Алхутова, с пользой для всех же.

Что ж, X Литературное Воскресенье в «Мире Приключений» закончилось, кажется, с пользой для всех. Именно с этой мыслью я и покинул клуб, обдумывая, что же готовит нам следующее воскресенье.

P.S. Признаю свою вину за долгое написание отчёта и компенсирую его приложением зрительской рефлексии на тему. Отчёты:
http://community.livejournal.com/front_radix/23937.html
http://community.livejournal.com/front_radix/23799.html
http://bgds.livejournal.com/45499.html

Фото:
http://community.livejournal.com/front_radix/24301.html
http://domovushka.livejournal.com/80631.html

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Эдуард Абрамов
: X «Литературное Воскресенье» в клубе «Мир Приключений» 9 апреля 2006 года. Репортаж.

14.04.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275