Кэндис Ясперс: Элленика.
То, что прежде прочитано читателем у автора, безусловно, влияет на читательские ожидания.
Кэндис Ясперс - автор, много раз опубликованный и многажды читанный интеллектуальным читателем. О чём она обычно пишет? О глубинной психологии, социологии, политике, философии. Поэтому, читая "Элленику", читатель, возможно, будет сам себе задавать вопрос: а когда же философия? А где же глобальные социальные проблемы? А как же политика - почему о ней до сих пор ни слова?
А и не будет - в привычном читателю виде. Рассказ - о попытке юноши познакомиться с девушкой; первая реплика юноши - откровенная банальность, как отмечает Кэндис в авторской ремарке (причём отмечает, как потом можно вывести из многочисленной несобственной прямой речи юноши, с его же, героя, позиции)... в общем, женская проза?
Однако и те ожидания, что складываются у читателя в процессе чтения этого рассказа (а ведь "то, что прежде прочитано читателем" - это и уже прочтённая им в каждый момент часть ДАННОГО текста тоже), автору удаётся... нет, не обмануть - расширить. Не "женская" это проза - это рассказ о том, что не человек нужен человеку, а минутное воплощение божества. Или комплекс ощущений?..
Недаром, ох, недаром в тексте столь часто фигурирует Ситония, "...до которой, имея морской катерок, было подать рукой, и все же она была недосягаема, вечно в солнечной дымке и морских испарениях, скрывая за своим соблазнительно изогнутым телом строгий, аскетичный, изрезанный скалами и монастырями Афон".
Именно свой Афон и ищет герой рассказа. Герой, столь подозрительно (и, возможно, неслучайно?) похожий на древнейший символ христианства - рыбу.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|