Валерий Тарасов: 18 марта. Поиски счастья в городе Т..
31. Валерий Тарасов в научном поиске счастья (хроника дня).
Валерий Тарасов, знаменитый ушкуйник из города Слободского (Кировская область), усердно острит свое перо, выбирая в качестве точила шероховатые провинциальные души. Разбойничье мастерство его пугающе растет. Одним хирургическим ударом он рассекает грудные клетки измученных гуманитарным дискомфортом обывателей и вынимает дымящиеся внутренности, раскладывая их на прилавке. 18 марта он обратил, наконец, свое пристальное внимание на проблему счастья в отдельно взятом среднерусском мегаполисе, стонущим под неумолимой пятой приватизации семиотического поля (скрытым лейтмотивом произведения служит постоянный передел интеллектуальной собственности). Счастье в повести Тарасова интегральное. График его описан функцией от несостоятельности женских фантазий и суровой мужской паразитивности, производной от вкрадчивой жертвенности интеллигенции. Оператором системы выступает бытовая неразбериха. Восстановив ординаты к оси событий, Тарасов обнаруживает, что имеет дело не с социальной средой в целом, а с отдельными людьми, мыслящими опосредованно от генеральной линии повествования, в векторах, взаимно противоположных друг другу и в константах, совершенно друг с другом несовместимых. Сумма первообразных издевательски меняется от перестановки слагаемых, пока, наконец, в процессе анализа от безжалостной руки автора не погибает примерный аутсайдер, натурфилософ и фасовщик Семиотов, в кустарных условиях пытавшийся воплотить идеи франкмасонства. Судьба его трагично коррелирует с высоким моральным недоразумением Раскольникова (не зря в качестве дифференциала обобщенной совести перед растерянным читателем предстает следователь Брюшков, иносказательно, привычный русскому уму, Порфирий Иванович). Агнец заколот, кровь пролита, Автор (он же, одновременно Бог и Сатана, увлеченно занятый построением каждой мизансцены и лукаво подталкивающий героев на их и без этого нелегкой стезе) удовлетворен принесенной жертвой. Открытым остается вопрос о символичности даты, избранной им для гекатомбы и откровенно вынесенной в название произведения, 18 марта. Перебрав сумму вариантов, редактор остановился на следующих. Итак, в этот день: после смерти императора Тиберия императором провозглашён Гай Цезарь Август Германикус по прозвищу Калигула (что метафорически передается в повести через ритуальную смерть и возвращение к жизни мэра Картонищева в новом психологическом качестве); произошло вооружённое восстание парижских рабочих, вошедшее в историю под названием «Парижской коммуны» и мастерски облеченное Тарасовым в форму одинокого, бессмысленного и вредительского подвига главного героя; под командованием Тухачевского подавлен Кронштадтский мятеж против советской власти, что у Тарасова нашло отражение в решительных действиях милиции по факту покушения на городского голову; Махатма Ганди приговорён английскими колониальными властями к 6 годам заключения «за подстрекательство к мятежу», что явно вдохновило автора на живописание трудного пути, измученной супружеским гнетом гуманистки, Лилии Голотарь. Нетрудно также уловить перверсионные параллели и со следующими знаменательными событиями: первым выходом человека в космос, смертью трех богатырей: Эрика Фромма, Ивана Грозного и Норберта Винера, патентованием самой маленькой компьютерной клавиатуры, учреждением кубка Стенли, выпуском первой электробритвы и открытием IX Вселенского Собора в Риме. Хотя, вероятнее всего, Валерий Тарасов имел в виду тот факт, что именно в этот день, в 1960 году в эфир вышла сразу полюбившаяся советским телезрителям передача «Клуб Путешественников».
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Руслан Зарипов
|