h Точка . Зрения - Lito.ru. Владимир Захаров: Культурный феномен Елены Фроловой, или Мурашки по спине (Репортаж).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Владимир Захаров: Культурный феномен Елены Фроловой, или Мурашки по спине.

Елена Фролова - хорошо известный человек. Но если Вы её не знаете, то позволю процитировать биографиечкие данные (по материалам bards.ru):

Елена Борисовна Фролова родилась в Риге 1 октября 1969 года.

По специальности – секретарь-машинистка.

Песни сочиняет с двенадцати лет. Играет на шестиструнной гитаре. В 1986 году состоялось первое публичное выступление на фестивале в Сосновом Бору.

Лауреат второго Всесоюзного фестиваля в Таллине (1988) как автор музыки и как исполнитель, а также фестивалей в Риге, Минске, Вильнюсе.

В 1988 году переехала в Москву, в том же году создался дуэт с Верой Евушкиной – "ВерЛен".

С 1989 года – участница Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. В 1991–1993 годах сотрудничала с камерным театром теней "Плеяда" города Суздаля. В 1993 году получила премию имени Веры Матвеевой.

В 1994 году уехала из Риги в Суздаль, в том же году — во Владимир. Ныне живет во Владимире.

Входит в творческий союз "Азия", возникший весной 1993 года (кроме Елены Фроловой, в его составе Татьяна Алешина, Александр Деревягин и Николай Якимов). Более известна как автор-исполнитель песен на стихи поэтов как современных, так и "серебряного века".

Пишет песни на стихи М. Лермонтова, А. Белого, О. Мандельштама, А. Блока, М. Цветаевой, И. Бродского, М. Петровых, В. Сосноры и других поэтов.

Основная деятельность с 1988 года – гастроли по городам СНГ. В 1993-1994 годах – гастроли в Германии в составе дуэта "ВерЛен".

На казанской студии "Сибирский тракт" (у Валерия Мустафина) в 1991–95 годах вышли альбомы (компакт-кассеты) с песнями Елены Фроловой и дуэта "ВерЛен", в 1996 году в Казани вышел компакт-диск "Небо любит тебя" ("Птичьи песни"), в 1998 году в Москве – компакт-диск "Проплывают облака".

Любимые авторы песен: А.Мирзаян, В.Луферов, Т.Алешина, А.Деревягин, Н.Якимов, В.Евушкина, Э.Галеева, А.Крючков, О.Арефьева.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Владимир Захаров

Культурный феномен Елены Фроловой, или Мурашки по спине

Одной из печальных примет нашего времени стало словечко «неформат» - это смертельный ярлык, который становится волчьим билетом для талантливых стихов в издательских кругах, нетленной классической музыки на радиостанциях, интеллигентных, вдумчивых передач на ТВ.   Но как мне ни жаль, но именно это проклятое и сто раз проклинаемое слово как нельзя лучше подходит к творчеству Елены Фроловой – потрясающего композитора, музыканта, певицы, поэта. Жанр, в котором работает Лена и ее друзья из творческого союза «Азия», они сами именуют современной камерной песней. И на самом деле этот жанр музыкально-поэтического творчества стоит особняком и не примыкает ни к музыкальной эстраде, ни к бардовской песне, ни к классическому городскому романсу. Конечно же, страшно далеки эти песни от банальной попсы.   И, тем не менее, музыка Лены, ее голос, ее мощно и уверенно звучащая гитара не может оставить равнодушным ни одного слушателя, для которого слово «культура» значит нечто большее, чем малопопулярный государственный телеканал.

Собственно данная заметка является отчасти кратким отчетом о концерте Елены Фроловой, который состоялся в Санкт-Петербурге 26 мая 2006 года в Театре Эстрады им. А. Райкина, что на Большой Конюшенной улице, а отчасти – следствием непреодолимого желания поделиться радостью от услышанного, бьющими через край эмоциями. Лена вышла на сцену в свободном красном платье почти до пят, невысокого роста, хрупкая молодая женщина, русые волосы свободно спадают на плечи, в руках гитара, на лице – чуть смущенная улыбка. Но эта скромность ложная, выступать Елена начала очень давно и вполне могла бы уже знать себе цену. Вот она обращается к сидящим в полумраке зала, здоровается своим глубоким, необычайно проникновенным голосом и начинает говорить о поэзии серебряного века, о двух весьма условных, но незримо существующих и поныне поэтических школах  - московской и питерской, а также об их некоронованных королевах – Марине Цветаевой и Анне Ахматовой. Затем, подстроив гитару, Лена начинает петь цветаевские пронзительные строки:

Проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров….

Голос - глубокий, богатый обертонами альт широчайшего диапазона, - то взмывает до небесно-высоких нот пианиссимо, то опускается до рокочущего контральто, гитара рыдает, гремит, поет. Владение инструментом просто потрясающее, гармонии, ритмика песен невероятно сложны. Но что важней – чувство невероятного единения, удивительного соответствия блистательных стихов и удивительно-красивой музыки. Да, вот это и есть камерная песня, она слишком сложна, глубока по текстам для эстрады, она недостижима по сложности музыки для классической бардовской традиции пения у костра. Это абсолютный неформат. Но это непередаваемо здорово. Мурашки по коже бежали, уверен, не только у меня. А еще творчество Лены чрезвычайно разнопланово: от песен в стилистике русских народных до напоминающих классический городской романс и проникновенного джаза (посвящение Джанис Джоплин). На музыку положены стихи Н. Гумилева, И. Бродского и Леонида Губанова, а также свои собственные.

Не удержался, написал небольшой экспромт:

Мечтала ли когда, хотела ли,
Но поздно каяться - смотри:
Гитара стала частью тела и
Для пальцев продолженьем - гриф

На сцене – будто на экзамене,
Глядишь внимательно в глаза,
Которые от счастья замерли,
Заполнив состраданьем зал

Двадцатый век в кровавых полосах,
Из пепла будто бы восстав,
Вновь оживает  твоим голосом
В ударах грозовых октав

Идут покорно строчки сирые
Согреться к твоему костру,
И острой рифмой кровь пульсирует
По венам напряженных струн

И в песнях возродившись заново,
Нелепой смерти вопреки,
Звенят в ушах слова Губанова
И гонг Ахматовской строки

Как вечное проклятье Каина -
Тяжелый груз для женских плеч,
Секунды стонут неприкаянно
Стихов пронзительную речь


Ну, все это слова. Как говорится, рассказывать о музыке – все равно, что танцевать об архитектуре. Даже довольно качественно записанные студийные альбомы Елены Фроловой, выпущенные студией современного искусства «Азия-плюс» не могут передать той непередаваемой энергетики, которую ощущаешь на концертах. Не пропускайте ни одной возможности, господа, спасибо потом мне скажете.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Владимир Захаров
: Культурный феномен Елены Фроловой, или Мурашки по спине. Репортаж.

27.05.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275