Виолетта Баша: Последнее лето Джо Дассена.
Я уверен, что для тех читателей, которым, скажем, за сорок, Джо Дассен – не просто один из французских шансонье, но и яркий символ времени, давно оставшегося позади. Телевизионные концерты зарубежной эстрады в нашей стране заканчивались «сладким» и самым выигрышным: группами «Бони М», «АББА» и французом Дассеном. А если нас баловали «чисто французской» эстрадой, то после всякого рода ерунды (как нам, желторотым несмышлёнышам, тогда казалось) – Саша Дистель, Азнавур, Нана Мускури, Клод Франсуа и др. – выдвигался главный козырь: Джо Дассен. Мы полюбили его сразу. Только гурманы и самые продвинутые меломаны, как мне сейчас кажется, знали его ещё до наших телевизионных сюрпризов на Новый год, на День французской революции и… на Пасху. Остальные же познакомились в первую очередь с его песнями «Привет», "Бабье лето" и «Если бы тебя не было», которыми нас порадовал однажды первый канал ТВ. И пошло-поехало. Вот уже Гурченко в своём «Бенефисе» исполняет песню Дассена по-русски. Вот уже давки возле магазина «Мелодия» на Ленинском проспекте: это дают два (целых два!) лицензионных диска Дассена. Приезд певца в Москву незадолго до Олимпиады-80 на открытие гостиницы «Космос» было настоящей сенсацией. В газетах снимки: Джо Дассен и Алла Пугачёва подписывают друг другу свои пластинки…
А потом – эта ранняя смерть, которая обрушилась на нас одновременно со смертью Высоцкого. В тот же год погиб и Леннон… Потери невосполнимые.
Наверно, кто-то из наших читателей узнал некоторые факты из жизни Дассена, описанные в очерке, немного раньше – например, из журнала «Караван историй». Но это не имеет значения. Для меня, например, удивительно то, что очерк Виолетты Баша я читал так, словно не догадывался, чем всё это кончится, словно не знал, что Дассен умрёт знойным суматошным летом 1980-го. «Последнее лето Джо Дассена» написано так живо и эмоционально, что я словно заново пережил и яркое появление этой звезды на небосклоне мировой эстрады, и неожиданную (для нас неожиданную) смерть певца.
О чём-то я узнал из этого очерка впервые. Например, о том, что во время волнений в 60-х студенты распевали «Булочку с шоколадом». Сегодня нужна буйная фантазия, чтобы вообразить себе, как звучала эта разбитная мелодия на фоне звона стёкол, криков в мегафон, гула многотысячной толпы. Время было удивительное: шестидесятые… И довольно одного только этого факта с песенкой Дассена, чтобы придумать яркий рассказ или снять очередных «Мечтателей»…
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|