Алексей Дружинин: Валенок.
Произведение относится к лироэпике и представляет собой стихотворно-повествовательное изложение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой -- ПОЭМА в пяти частях...
Идея произведения – жизнеописание, своеобразное «Пятикнижие», эволюционный путь становления личности лирического героя. Основной конфликт произведения: место личности в современном обществе и влияние среды на формирование ее характера. Тема не нова, но обусловлена конкретизацией характера представленного Автором героя – ипохондрика, угнетенного мыслью о собственном несовершенстве и неприспособленности к современному миру. Основной прием, он же лейтмотив поэмы, – аллегорическая гиперболизация идиомы «как валенок». Удачное приобретение произведения – аллюзия 4-й главы (подразумевающая характерные черты пост перестроечного периода). Широко использованы анафоры («вроде», «поздно», «будут», «валенок, я просто валенок» и т. д.) и антитезы. Повествование ведется от первого лица.
Завязка действия – грустная история неблагополучной, пьющей семьи, в которой и родился мальчик. Неполноценное детство, тем не менее, воспитывает в нем стремление к лучшей, нежели у его родителей, жизни. Свидетель взрослых пороков, он с детства мечтает вырваться из этого «болота», окружая себя «умными книгами». Но без активной поддержки со стороны взрослых, одиночка в тенетах несовершенства мира, он теряется, и время от времени попадает в водовороты испытаний, где спасительной соломинкой становится его память. Он борется за право жить достойно. Однако, ущербность – крепкая узда. Многие черты своего характера герою все же не исправить, жизнь поломана с детства и рок предрешенности угнетает его. Герой – на распутье. Это – кульминация действия. Здесь, у развилки многих дорог, он вынужден прибегнуть к переосмыслению своей жизни...
Но глава пятая (заключительная) – это не развязка действия, не эпилог, это – второй кульминационный момент. Момент выбора и прогнозирования будущего. Оптимистичный финал, выстроенный на траектории многоточий. Практически, семантический рефрен в сторону текстово не провозглашенной (но подразумеваемой!) идиомы «человек сам творец своего счастья»...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Инна Молчанова
|