Саша Калмыкова: Картофельные сны.
Рассказ-притча или даже что-то вроде зловещей небылицы. Хорошо написано, богатый язык, увлекательное повествование. Мне думается, что за удачными метафорами в рассказе Саша умело завуалировала реальность, то есть вместо одиноких деревенских могилок, становящихся последним вместилищем женщин-крестьянок мы, к примеру, читаем :"Шло время. Хозяйки тоже коричневели и морщились от сырости и старости. Казалось, ещё чуть-чуть и они начнут прорастать. И такое действительно иногда случалось: какая-нибудь старушка крепко задумывалась, рассматривая колорадского вредителя или листик с фитофторой, и дней через пять у неё проклёвывались белые шевелящиеся глазки. Тогда её закапывали в землю, оставляя на поверхности бугорок, очень похожий на маленький окученный кустик картофеля". Интересный прием, как и сублимация героинь рассказа, когда они всю свою любовь за неимением лучшего начинают отдавать картофелю. И все равно, даже за аллегоричнным повествованием ощущается трагичность сюжета, замкнутость и серость мирка в деревенской глубинке. Почему аллегоричным? Набираем в Яндексе "аллегория". Первое, что попадается на глаза "Каждая аллегория - это магическая бездна, которая уводит нас от повседневности к непостижимому"... Вот таким дзен-буддистским методом тыка определяем жанр рассказа Саши Калмыковой всего одной фразой. Повседневность, приподнесенная автором так, что она становится непостижимой.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Кэндис Ясперс
|