Сергей Алхутов: Гламур: не бывает. Отчёт о выступлении авторов ТЗ 5 июля 2006 года на фестивале FreeArt-3.
Как, возможно, Вы помните, месяц назад мы публиковали так называемое "Положение о региональных творческих объединениях при литературно-публицистическом Интернет-журнале «Точка Зрения»" -
http://www.lito.ru/text/52163
Эта программа была хорошо подготовлена и потому не осталась пустой декларацией. В течение прошедшего месяца были сформированы:
LITO.МОСКВА | http://www.lito.ru/club/msk
LITO.ПЕТЕРБУРГ | http://www.lito.ru/club/spb
LITO.ОДЕССА | http://www.lito.ru/club/odessa
Все эти творческие объединения выполняют одну и ту же, очень важную функцию: постоянно организовывают различные мероприятия в реале (литературные чтения, концерты и т.п.).
Об одном из таких мероприятий, орагизованных творческим объединением "LITO.МОСКВА", рассказывает главный редактор сайта Сергей Алхутов.
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|
Гламур: не бывает. Отчёт о выступлении авторов ТЗ 5 июля 2006 года на фестивале FreeArt-3
Составляя отчёт о выступлении наших авторов, я не мог не выпендриться — заголовок содержит аллюзию к «Понедельнику...» Стругацких, и неспроста. У тех «не бывает» в комментарии героя к тексту авторов означает, что, к примеру, инкуб — не самостоятельная сущность, а единица измерения. У нас это значит примерно то же самое: гламур, т.е. показной блеск, в кошелёк не положишь, на хлеб не намажешь, на плакате не нарисуешь.
Итак, «Точка Зрения» была приглашена участвовать в фестивале, заявленном как гламурный. «Сцена будет усыпана лепестками роз», — заверил нас Анатолий, один из организаторов действа, подчёркивая гламурность предстоящего. Это был серьёзный вызов — на предыдущем FreeArt-2 авторам ТЗ предстояло порвать, как грелку, публику «цивильную», «клубную», «активную и при деньгах», а тут — аж гламурную... Как к ней подступиться, как пробиться сквозь метафизический глянец журнальных обложек, как не поскользнуться на лепестках?
Для участия в программе были выбраны молодые поэты Владимир Жбанков и Дарья Воробьёва (Итис). Владимир — человек, пишущий, пожалуй, в эпической манере (её признаки — событийные ряды и отсылки к историческим фактам в его творчестве), а читающий — в драматической. Итис — напротив, лирик.
Словом, бригаде серьёзных мужчин, выступавшей на предыдущем FreeArt (я, Корнеев, Памурзин, Ненашев), была противопоставлена контрастная двуполая пара.
Пара потратила некоторое время на подготовку к участию в фестивале — поэтам предстояло составить подборки стихов (с ограничением — «не читать о суициде»), написать краткие самопрезентации, а для начала — и самое главное! — понять, чего им ждать от фестиваля, чего фестиваль ждёт от них, и на какой их успех рассчитывает «Точка Зрения». Кроме того, необходимо было провести организационную работу — устроить встречу бригады поэтов, выступавших на предыдущем фестивале, с готовящейся к выступлению парой, чтобы передать опыт; составить списки авторов и гостей для передачи организаторам FreeArt-3; провести PR-кампанию. За это взялся, как главный редактор ТЗ, непосредственно я, и, взявшись, немедленно делегировал значительную часть полномочий Владимиру Жбанкову. С чем поэт блестяще сладил.
И вот подготовка практически завершена, наступает 5 июля. Итис полдня проводит на производстве гипсокартонных плит, Володя Жбанков совершает последние действия по привлечению «своей» публики, я отхожу от фасадных работ — словом, воплощённый антигламур. Встреча точказрян — участников и гостей фестиваля должна состояться в 17.00 под памятником Маяковскому у одноимённого метро; я умудряюсь совместить её с передачей денег за какой-то монтаж.
Наконец, участники FreeArt-3 Володя Жбанков и Даша Воробьёва и гости шоу (я и Дарья Дергачёва) оказываются лицом к лицу с путём к маячащему в туманной дали Садового Кольца клубу «Б2».
Добрались мы до клуба быстро, прошли процедуру досмотра на охране, поднялись на 4-й этаж и оказались перед сценой. На ней отстраивала звук какая-то группа; ограждение площадки перед сценой одиноко украшал рекламный плакат FreeArt Show. Мы достали свой, куда более скромных размеров (метр сорок в длину, 17 см в ширину) и приладили его напротив, после чего прошли в гримёрку.
В гримёрке выяснилось, что многие из нас непрочь использовать, как говорят фрейдисты, оральную защиту — проще говоря, выпить. Жбанков был бодр, я спокоен, Итис немножко растеряна, лицо и фигура Даши Дергачёвой были глубоко, по-шаолиньски невыразительны. Решив, что Итис можно препоручить заботам Дергачёвой, мы с Вовой ушли искать чёрный ход — и, далее, дорогу к гастроному.
Вернулись минут через 20, с бутылкой шампанского, баллоном минералки и семью пластиковыми стаканчиками. Уговорили первое на шестерых с двумя незнакомыми девушками — судя по всему, музыкантами. Выяснилось вдруг, что представлять нас перед выступлением не будет никто — необходимо что-то вроде самоконферанса; после этого Итис, кажется, пуще прежнего растерялась.
Тут же возникла дискуссия о том, можно ли назвать Воробьёву поэтессой. «Я не поэтесса! — с жаром заявляла Итис, — Я поэт!». Поэтессу девушки немедля определили через три свойства — лиричность, искренность и сопли. Последнее я немедля отверг как неопределимое, и тут же оказалось, что лучшие поэты России — например, Пушкин и Маяковский — были, несомненно, поэтессами, поскольку искренни и лиричны.
Понадобилась следующая очередь оральной защиты — всем захотелось поужинать. Мы с Дашей Дергачёвой отправились через чёрный ход за продуктами. Но на обратном пути охрана решила нас досмотреть и вынудила их сдать ей купленные сосиски, хлеб и сок.
Когда мы с Дашей поднялись в гримёрку, они с радостью нашли там присоединившегося к точказрянам Славу Памурзина. Так, впятером, вместе со Славой, и отправились ужинать на улицу.
На улице, впрочем, сразу же, на территории заднего двора клуба «Б2», мы познакомились с рабочими, которые пустили нас перекусить к себе в подсобку. В подсобке пахло металлом, по углам стояли станки, на гвоздях висели робы. Антигламур обещал стать абсолютным. Мы тут же поняли, что именно в таких помещениях можно проводить литературные чтения под девизом «Анти-FreeArt».
Психоаналитик обязательно отметил бы, что это тоже форма психологической защиты от грядущего гламура.
После замечательного ужина за рабочим столом мы двинулись, наконец, на фестиваль — и вовремя: в зале уже было темно, показывали фильм. Подошёл Алексей Корнеев, Вова Жбанков представил нам двух своих знакомых, пришедших по флаерам lito.ru.
После фильма выступала группа «Сюр» с удивительно пластичной и голосистой солисткой. Жбанков готовился — следующим должен был идти он.
Наконец, «Сюр» отыграл свою программу, и Вова вышел к микрофону. В белом пиджаке он был элегантен, и хотя представился не очень вразумительно, но, едва начав читать стихи, на удивление споро покорил публику — ему аплодировали, кричали. Бродя по залу и пытаясь найти наилучшее место для наблюдения за великолепной жестикуляцией Жбанкова, я наткнулся на двух парней, запомнивших моё выступление на предыдущем фестивале. «Ой, а мы тебя знаем», — заявил один из них. «Ты почему не на сцене?» — продолжил другой. «Потому что на сцене мои люди», — нашёлся я, и «мои люди» тут же понравились парням.
Володя прочёл всё, что готовил, публика восприняла едва не на ура всё прочтённое, а вот организаторы фестиваля волновались: вторая группа, «Подарки», с очаровательным солистом в примечательной меховой куртейке, готова была начинать и практически била в землю копытом, а публика всё радовалась автору «Точки Зрения». «Скажи второму поэту, чтобы она подсократила программу» — предложил мне Анатолий. «Скажу, если при её выступлении из колонок уберут фон» — выдвинул свои ответные условия я.
Не исключено, что при выступлении Жбанкова фон в колонках (какая-то бодренькая музычка) был расплатой за то, что публика почти не галдела. Да, действительно, почти не галдела — Лёша Корнеев, Слава Памурзин, да и я сам готовы были поручиться, что на FreeArt-2 им приходилось преодолевать куда более мощный гул беседующих о своём. Словом, куда больший гламур.
Вышли играть «Подарки». Народ тащился, народ подпевал, подтанцовывал, в какой-то момент пустились впляс даже Итис с Дашей Дергачёвой. Но всему свой срок — и вот Итис, босая и простоволосая, рыжая и горбоносая, уже успевшая порезать подборку, готова выйти к микрофону. За сценой мы начинаем её подбадривать — но... «Подарки» решают спеть ещё одну песню. Итис возвращается за сцену. И вновь выходит после песни.
Её самопрезентация была весьма нетривиальна. «Я Итис, — бросала в зал Даша, — безбашенное существо. Ни в коем случае не поэтесса». Мы-то с вами помним, что поэтессой был Пушкин.
Затем Даша читала свою лирику. Читала, как разговаривают (неужели школа Шепеля? — думал я, стоя у сцены), — и разговор с публикой состоялся. Тем более, что фон из колонок звукооператор действительно убрал.
Под конец Даша вскинула руку в приветствии и воскликнула: «"Точка Зрения" на FreeArt Show! Всем привет!» Воскликнула — и покинула сцену. А следующая группа («Матэ») была не готова начать.
Мне немедля увиделся в этом знак судьбы. «Знаешь, — сказал я Итис, — что делает публика, пока строится группа? Она запоминает тебя, и запоминает всё надёжнее».
На этом литературную часть FreeArt-3 можно было бы считать законченной — если забыть о рекламном плакате ТЗ, продолжавшем висеть у всех на виду. Поэты вновь удалились заниматься оральной защитой — вероятно, теперь стоило защититься от собственной крутости. «Слушай, — спросил у меня Памурзин по дороге в гастроном, — А что это за бумажки девушка по сцене разбрасывала?» Выяснилось, что это и были долгожданные лепестки роз. Знак обещанного гламура.
Гламур — показной блеск, глянец. Если вдуматься, отражающая поверхность. Что за поверхностью, гламурный человек, вероятно, не покажет. Но он великолепно отразит своей зеркальной поверхностью то, что покажешь ему ты. Подойдут друг к другу два глянца — выйдет коридор бесконечной пустоты. Подойдёт к глянцу живой человек — и отразится в глянце живой человек. Подойдёт к глянцу Поэзия — и глянет в глаза Поэзии.
Если зеркала висят в тех местах, где есть люди, — значит, зеркалам нужны люди, не так ли?
А может, и зеркал-то никаких — НЕ БЫВАЕТ?
Код для вставки анонса в Ваш блог
|