Игорь Пин: ДУРЬ.
Это немного не тот Игорь Пин, прозу которого я читал раньше. Прежде было много взвинченности, протеста, неоправданного экстрима. Теперь же писатель выбрал спокойную интонацию. Он неторопливо препарирует предложенные им самим обстоятельства. Несомненно, это лишь внешнее спокойствие, потому что тема повести совсем не располагает к идиллии. Компанию молодых людей, описанных в повести, заботит важнейшая, по их мнению, проблема: они пытаются достать НЕЧТО. Всем читателям вскоре становится ясно, что именно представляет собой это «нечто», но оно ни разу, кажется, не названо своим именем. Вероятно, потому, что в доме повешенного не принято говорить о верёвке.
В тексте есть загадки, и автор не даёт нам отгадок. Например, куда делась квартира № 666? Кто такой этот Рома из Новогиреево? Или: зачем же всё-таки в таких количествах по всей Москве скупаются длинные волосы? Но отгадки и не требуются. Читатель рано или поздно ответит на все вопросы сам, а к тому же заключительные «кризовые» страницы (от достаточно понятного медицинского термина «криз») всё расставляют по местам: «Вокруг меня прыгали лица и их выраже…», «Я ничего не жрал уже несколько лет…», «Андрей стал бесповоротно стареть» и пр. Финальные строчки этого триллера поданы нам хладнокровно и почти равнодушно. Словно дежурное блюдо в надоевшей общепитовской столовой.
Конечно, герои повести нервничают, поглядывают на часы и много говорят по телефону, но если читатель не сдвинут на той же проблеме, что и персонажи И. Пина, то понимает, что это их состояние определяется тем многозначным словом, которое поставлено в заголовок.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|