Федор Назаров: Семь писем в одну сторону.
Поэтический дар Фёдора Назарова, на мой взгляд, отличает, в первую очередь, именно чувство поэзии. Когда он пишет стихи, он пишет стихи. Когда он не пишет стихи, он вообще ничего не пишет. И это очень важное умение - всегда чувствовать, что ты создаёшь. Это уже немалый шанс того, что поэтическая речь тебя не подведёт.
"Семь писем в одну сторону" - вероятно, лучшее из написанного Назаровым. Цикл выглядит отточенным, законченным, что служит уже прекрасным фундаментом для главного - содержательной стороны цикла. Любовь, о которой пишет Фёдор, и которая совершенно реально с ним происходила - тем не менее, всё-таки не предмет и цель цикла. Главное - это обострение восприятия, обретение тонкого "чувства зрения", когда начинаешь замечать то, чего раньше не замечал:
Я недавно гулял по столице, по центру, по старым
Многолюдным местам, и стараясь уйти от толпы
Завернул в переулок, из тех, что относится к самым
Респектабельным чистым и тихим. Где нет нищеты.
От утончения восприятия Фёдор переходит к раздвижению масштабов поэтического мира. И дело не в том, что "Мы дожили до дней, когда стало почти безразлично // какой город за нашими окнами – Питер, Москва, // Тель-Авив, Сан-Франциско, Воронеж, Варшава, Мытищи": в этом-то как раз и есть "пустые слова", лишающие смысла жизнь. Куда важнее, что:
Время вовсе не встало на месте. Спокойно, бесшумно,
Как и все, что нельзя отвратить, продвигаясь вперед,
Оно гонит по новым орбитам вчерашние луны
Оно тушит вулканы и плавит арктический лед
Оно гонит людей на работу и поиски пищи
Оно душит детей, заполняет цветами луга
Разбирает на камни Воронеж, Варшаву, Мытищи,
Затирает границы и в пар превращает снега
Человек не может пережить нечеловеческого знания - вот какой результат первых шети писем. Сначала умирает любовь, а потом - и Земля. И ничего уже не сделать.
Этих проклятых стен - ничего, лишь космический иней
Опускается плавно на тело с названьем «земля»…
И дыхание ветра над нашей урбано-пустыней
Растворяется в бешеных струях слепого дождя…
Возможно, я не погрешу против истины, если скажу, что ничего подобного мне ещё не приходилось комментировать на нашем сайте. Поэзия Фёдора Назарова - это то, что действительно стоит прочесть. И не для поэзии - для жизни.
Редактор отдела критики и публицистики, Алексей Караковский
|