Антон Смирнов: Сиротливость Идей.
"Идеи витают в воздухе задолго до создания почвы для их распространения в виде реальных предметов. Именно этим объясняются двойные имена многих методов науки и изобретений, но причина этого и в том, что художник дарит идею выше уровня своего быта только благодаря возвышенности своего мышления и как раз из-за нее ему не хватает практического разума и подкованности бизнесмена для ее реализации и тиражирования. До сих пор художник остается бедным и безвестным, а промышленник дарит его предмету свое имя и многолетнюю историю эволюции популярной вещи, входящей в повседневную жизнь тысяч благодарных обывателей", - говорит автор.
Мысли ценные, интересные. Но их бы развить, раскрыть полнее, привести много примеров из разных областей человеческой деятельности. Тогда получилось бы настоящее исследование.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Наталия Май
|
Сиротливость Идей
От преподавателя в 1996 г. я услышал такую притчу: “Чем отличается конструктивное мышление японца и восточного европейца? Европеец начнет с большего куска дерева или металла и функция родится в зависимости от его формы и сможет меняться по ходу ее материализации. Японец проведет три года над оттачиванием чистой идеи и лишь потом перейдет к ее материализации в материале…”
Большинство удивит и вызовет уважение интерьер в стиле Людовика XIV c его инкрустированными полами, цена которых - труд десятков людей и их зрения, или 4 года за которые они составили их в этакое “чудо ремесла”. Современная минималистичная мебель все еще вызывает ассоциации с медицинскими кабинетами и операционными, оценивается как нечто бесчеловечное и холодное, не несущее в себе традиционных “вечных” ценностей, таких как уют и человечность.
Идея вместо рукоделия, дизайн вместо ремесла, дума о красоте сегодня и завтра с утра, а не о немой вечности – вот отличия прогрессивного потребительского менталитета.
Новые ценности в создании материи весьма медленно завоевывают свои позиции у консервативной части населения. И тем более трудно поверить в то, что простая вещь из стали без завитков и рукоделия, выпускаемая большим тиражом может стоить дороже. В этом трудно убедить, потому что объективно она проще и суше.
Цена обретения материей формы - есть прикосновение художника, которое субъективно, иллюзорно, не для кого не доказуемо. Труд дизайнера для трудяги или деляги – авантюрный драйв, неизъяснимая смесь ненужной работы и клубного отдыха.
Мало кто сознает, что для создания красоты необходима абстракция от мирского, ведь художник сегодняшним вечером в стереотипно нерабочее время создает вашу ментальность завтрашнего дня.
Потребителя скорее раздражает, что новое может родиться в счастливом творчестве одного человека, а не в предсмертном поту артели из десяти человек. Для него жертва, история и драма заряжают материю энергией. Патина и следы крови и страдания притягивают и придают вещи харизму. Рафинированно новое еще слепо, немо и девственно, оно ничего не говорит и не шепчет и подвигах ее владельцев и создателей или их жертвоприношении ради вечности искусства. Это еще одно отличие в ценностях.
С древности строили и творили не ради личности или одного клиента, а ради вечности и прославления сакральных персонажей. Цивилизация прошла огромный путь к персонализации заказчика, но только западно-европейская культура пришла сегодня к окончательной индивидуальности автора как абсолютного творца. Более бог или деньги заказчика его ради не играют той роли, которую им присуждали ранее.
Сегодня, как никогда личность может с первой проведенной линии полноправно сознавать право на произведение, но трудно юридически сохранить это авторство за собой.
Идею цилиндрической автобусной остановки я показал лучшим друзьям еще в 99 г. и только 2005 я обнаружил ее бледную копию вблизи отеля у моря. Как вы чувствуете себя в такой ситуации? Если вы молоды и вначале пути, вы подумаете, что это верный знак признания, но если с вами это не впервые, вы почувствуете себя хуже. Это некое состояние подвешенности над родным домом, в который вы не можете ступить.
И это естественный круговорот идей от тех, кто может просто подарить их миру и теми, кто может помочь обрести им материальность и потребителя.
Эйфель не был конструктором и расчетчиком одноименной парижской башни, ее придумал один из его сотрудников, он лишь дал ей жизнь и рискнул несколькими сотнями тонн чугуна и своим капиталом. Не Форд создал первый автомобиль, но именно его конвейер подарил миру первый миллион этих замечательных хэтчбэков. И братья Райт были только смелыми экспериментаторами и изумительными авантюристами своего времени. Идеи витают в воздухе задолго до создания почвы для их распространения в виде реальных предметов. Именно этим объясняются двойные имена многих методов науки и изобретений, но причина этого и в том, что художник дарит идею выше уровня своего быта только благодаря возвышенности своего мышления и как раз из-за нее ему не хватает практического разума и подкованности бизнесмена для ее реализации и тиражирования. До сих пор художник остается бедным и безвестным, а промышленник дарит его предмету свое имя и многолетнюю историю эволюции популярной вещи, входящей в повседневную жизнь тысяч благодарных обывателей.
Такой была скрепка, гвоздь, мобильный телефон и лезвие бритвы, но мало кто помнит их истинных изобретателей.
Идеи подобны чистой энергии, которая неизбежно утекает в никуда. Это то, что не продать, но легко похитить. Современное законодательство и законы об авторском праве отстаивают авторство изобретателей всего мира, но до сих пор – крайне неэффективно.
Природа людей такова, что их можно примитивно разделить на дарителей и производителей. Одни из них умеют мечтать и болтать, другие – только писать и считать.
Из одних из них, подобно вечному неиссякаемому роднику эскизы и новые мысли бьют ключом. Для них это также естественно, как дышать, но они не требуют за это ничего. Многим скорее унизительно брать деньги за то, что даровано им свыше, если конечно они столь религиозно трактуют свой дар. В этом первая проблема дешевизны и неуважения идей в нашем обществе. Другие из них просто ищут подобные родники и способны потратить только на их поиски порядочные ассигнования, так как умеют только искать, оценить найденное и выписать бизнес-планирование на ближайшие 5 лет. Каждый из них по-своему художник. Они оба - намного дальше в своем развитии обычных ремесленников и торговцев, живущих силами людей и земли каждый день ради одного лишь дня завтрашнего, в то время как лишь два наших героя живут некими абстрактными массами. Художник творит из некого своего приложенного естества бесконтрольно и часто без видимой привязки к суровым будням. А возвышенность художника N2 в том, что он способен увидеть талант и перспективы “бесполезных” бредней художника N1.
По праву они достойны друг друга.
Каждый из них - неизбежное звено одной цепочки, которая подарила нам большинство красивых вещей, окружающих нас сегодня. Идалисты и коммунисты воскликнут о рабстве художника на побегужках у бестыдного деляги, но в этом симбиозе идеи и капитала можно усмотреть равновесие и дуализм мира. Это некий постиндустриальный брак. В нем есть все, чтобы родилось нечто. Найк, Жук, Хэд энд Шолдэрс, Ксерокс, Джип, Мини – вот лишь начало списка вещей, ставших нарицательным и эталонным продуктом благодаря чистой идее без примесей.
Средний потребитель не становится беднее, но он становится более жадным и сегодня даже такой производитель автомобилей для импотентов-эстетов как Порш ведется на вкусы здоровых семьянинов за сорок, чтобы втюхать им спорткар с бабушкиным микроавтобусом в одном кузове и с салоном как у папы гостиная лишь для того, чтобы остаться на рынке. Мысль, что за деньги лишь чуть большие вы получаете 2 –3 идеи “в одном флаконе”, завораживает большинство из нас, но мало кому очевидно, какова разница между просто “хорошо” и “отлично”. Это также далеко, как отличие аскетичного путешествия “Опен-Эйр” от Микроавтобусного пикника на 200 км/ч под крики тещи с однопалубной “Беллой” на хвосте, также далеко, как далек чистый спирт во льдах Аляски от смеси “Вагон-Виллса” с “Б-52” и “Балтикой-сладкое” на московской диcкотеке. Вы скажете, что семейные люди вынужденно отличаются от синглов, яппи и просто эгоистов большей ответственностью, так как больше не пренадлежат только самому себе . А не леность ли это души, что мы не можем заставить себя отдать себя одной идее? Пусть на час в неделю, но до конца, до последнего стона и боли в суставах, вместо попытки слить в одном мутном коктейле все удовольствия сразу. Мы хотим адреналин, комфорт, остроту, изящество, неприкаянность, гламур и аскезу, непризнанность вкупе с узнаваемостью, покой и вместе с тем душещипательным мандражем от пробегающих глаз… Все, сегодня, сейчас, этим вечером и лучше, чтобы не оставаться на всю ночь…
Чистота одной единственной идеи не оставляет компромиссов, чтобы оправдать бедное исполнение одной ноты на этой все пронзающей струне. Да она и сама боится остаться наедине с бедной фантазией ушлого и практичного производителя, который обязан оправить дар свыше должным качеством исполнения. В букет можно положить пепел и стружки, но за одиноким бутоном поверхностность не утаить.
В чем же итоги? Нет выводов из проблем, которые “сжирают” нашу юность в ее тяге к красоте и ее недостатке. В ее стремлении из лабиринтов новых 12-этажек . Нет выводов из отсутствия инвестиций в талант и идею для тротуаров, подъездов… Всего, с чего ты начнешь день завтрашний, и глядя на что сядешь в троллейбус послезавтра. Того что невидимо, а все-таки определяет нашу ментальность в 3-м поколении, что отложит свой след на нашей работе и творчестве, но чем мы не управляем, так как сами порождены этим.
Нет выводов из того, как мы теряем то, чего сами достигли. И все это может измениться лишь тогда, когда художник будет относиться к своим идеям подобно матери к своим детям, не порождать их слишком много, а бороться за взросление и воспитание нескольких, не расшвыриваться ими, а шлифовать каждую до последнего момента ее оглашения.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Антон Смирнов: Сиротливость Идей. Критические статьи. Мысли на разные темы - проблемы авторства в современном мире, психология настоящего художника и психология дельца - их взаимоотношения, менталитет потребителя. 29.09.06 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|