Виктория Лейковская: Дул ветер. А я обливалась слезами….
Всё, что я люблю в поэзии, есть в стихах Виктории Лейковской (белорусской читающей публике больше известной как Вика Трэнас).
Люблю когда со мной разговаривают простым ясным языком, естественно построенными предложениями.
Люблю, когда с каждым следующим словом картинка расширяется и обрастает точными деталями (звуками, тактильными ощущениями):
«Сквозь коврик неба пролегают ало-багровые полосы,
Красные птицы сливаются в расплавленную стаю»
«Враждебные тени чужих простуд
Как шарф, обкрутили»
«Одна манекеном стою в витрине.
Знобит. И вид на проспект Скорины»
Неожиданные, парадоксальные образы люблю (а кто их не любит?):
«как странно – свобода хлопает крыльями
поднимая серую пыль»
«Я понимаю твою нескладность,
Поэтому ты меня совершеннее»
Шалости, не переходящие границы хорошего вкуса:
«Был праздник назначен на полседьмого
Не знаю ни ля и ни бля такого»
А еще я люблю подлинность чувств.
«Трэнас» - средневековая литературная форма, буквально – погребальный плач. Но Вика Трэнас не плакальщица (не обращайте внимания на название цикла, оно лишь приступок).
Вика – «народоволка», девушка способная сбежать из привилегированной семьи ради высоких идеалов и смоляных кудрей парня из черты оседлости, которого однажды мельком увидела где-нибудь в пересыльной тюрьме. Девушка категоричная, не позволяющая себе никаких (в данном случает творческих, страшно представить, если Вика займется политикой!) компромиссов…
То, что в ее стихах слишком часто упоминается «боль (тоска, грусть)» и прочие «оглушительные немозвуки», это неизбежное клеймо поэтической юности, которое со временем потускнеет… Но драматичное восприятие мира и себя, способность этот груз переплавить в слова – это настоящее, не имеющее ничего общего с поэтическим жеманством и куцыми радостями мазохизма, которыми женщины-поэты страдают практически поголовно, а поэты – мужчины через раз (хорошо-хорошо, не нужно так кричать!… я чуток преувеличил)….
Неистовость Вики органична, потому что уравновешена трогательной лиричностью. Поэзия – это не сумма, а умножение. Некоторым – как Вике - это дано знать чуть ли не с детства.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Георгий Бартош
|