h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Наталья Гвелесиани: "Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу..." (Эссе).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Наталья Гвелесиани: "Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу...".

Все мы порой задумываемся об Этом.
О чем?
Да Бог его знает, как и сказать...
О душе? О мире? О нашем месте в нем? О предназначении? Вероятно - о том, что, будучи вложено в человека при сотворении, с тех самых пор и отличает нас от самого умного животного и от самого совершенного человекоподобного робота. Об Искре Божьей. Зачем она дана? Чтобы жизнь не превратилась в существование. Чтобы в ней был Смысл.
Наталья Гвеселиани построила свое эссе в виде диалога с невидимым читателю собеседником. Не побоюсь признаться, что я не угадала его. Возможно, и не должна была угадать. Такая форма подачи своих мысле выигрывает в одном - например, в искренности, в непосредственности изложения, в вольности стиля - и проигрывает, как мне кажется, в другом - в ясности. То есть многие, наверное, подобно мне, будут мучительно думать, из какой полемики проистекло то, что они читают.
Впрочем, философские эссе порой не требуют иного начала, кроме того, Божественного, с коего мир пошел...
Думаю, что нет смысла анонсировать мысли Натальи. Они достаточно смелые и вполне убедительно высказаны. Дело читателя - как их воспринимать. Радует само обращение к нескольким непростым темам и глубоко духовный посыл этого произведения. Даже если автор где-то соскользнул в подобие ереси (я ведь тоже не эксперт, подобно Наталье, и теологов на нашем сайте, боюсь, мало встретится!) - думаю, гуманизм, любовь к людям и боязнь за них (первоисточники этого текста) перевесят.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Елена Сафронова

Наталья Гвелесиани

"Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу..."

Наталья ГВЕЛЕСИАНИ
  
  
   "Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу..."
  
   (Из переписки с другом)
  
   1. Про долгий окольный путь к тому, что уже здесь.
  
  
  
   Ты спрашиваешь как быть с приятелем, который увлекся чтением Мулдашева и как-то незаметно для себя, но все больше озлобляется.
   Ух и тема. 1000 дней и ночей могу по ней говорить, даже не знаю, как тут быть в рамках интернет-времени.
   Говорить при условии, что все понимают, что я тоже ничего не понимаю. И в роли эксперта по эзотерике я скорее сама для себя что-то проясняю, чем советую другим.
   Эта тема вытекает у меня из вопроса - как быть со множественностью точек зрения при отсутствии  единой теории познания? Притом, неважно, чем обусловлено отсутствие - принципиальной невозможностью или временной дезориентацией.
   Вот заглянула на книжной точке в Мулдашева. Скорее всего... Понимаешь, те кто раньше писали фантастику, теперь пишут эзотерику. И создают тиражи и поклонников. А он еще и научные экспедиции.
   Тут одна моя подруга хотела снять фильм о деятельности центра, где гражданам профессионально гадают. Ее руководитель - неудавшийся театральный режиссер, поклоник театра Арто - ей говорит: "Начинал я это дело как авантюрист, просто что-то почитал, привлек таких же авантюристов, стали мы практиковать предсказания, и - получилось! Теперь я верю в свои возможности и иные реальности - есть сотни сбывшихся прогнозов".
   Это еще одна категория, которая и сама верит.
   У меня есть текст в жанре фэнтези, так мои друзья-эзотерики считают, что он магический и что вообще в основе фэнтези как жанра лежит магия. Когда я возражаю, что ничего такого не имела в виду, они отвечают, что это бывает, это я сама себя не понимаю - бывают стихийные маги.
   И много чего такого вокруг пишется, говорится, творится. Это же с ума можно сойти, если хоть чему-то из этого отдаться.
   И что же - закрыться?
   Не получиться закрыться, если ты не обыватель. Все равно будешь читать, думать, творить, разбираться.
   Все равно во что-нибудь влезешь и тебя заклинит, вылезешь - заклинит в другую сторону. И - вечный шторм и редко когда почва под ногами.
   А если иначе, то ты просто обыватель, просто читатель.
   Вот тут-то и нужно какое-то подобие тропы, подобие пунктира, выпадая из которого ты можешь вернуться обратно. Такой пунктир могут дать и христианство, и марксизм, и хиппизм и любой набор мысле-чувств, который не забывает, что Свет - есть. При неформальном к ним подходе. Хиппо-панкизм даже всего лучше - его представители мастера по провалам в штормящие сферы, при этом часть --хиппо- - это якорь вверху, чтобы далеко не оторваться. Это признак глубины. ( Беру это течение, как и вышеперечисленные, в идеале ).
   Да и новоначальный монах, чем больше у него потенциала, тем чаще выпадает в пробелы на пунктирной дорожке. Но не как младенец, а как космонавт в открытый космос, не порывая пуповины с кораблем. Это и есть так называемые искушения, которые расширяют сознание,чувства,представления. А кто идет иначе, кому неведомы смятение, и боль, и ужас, тот не монах, а наблюдатель.
   И вот встает вопрос - зачем же все это нужно? Чтобы жизнь, что ли, не казалась слишком сладкой? (есть такой анекдот: "- Давай займемся любовью? -Давай, но только стоя и в гамаке.)
   А дело в том, что наш социальный мир ( а может и природа с мирозданием ) очень негармонично устроен. Мне в последнее время ближе психологи-мыслители-мистики К.Юнг , Р.Лэнг. Они не знают, есть ли потусторннее. Единственная достоверность - это то, что человек со своим подсознанием - это довольно мощно. И все мы, соприкасаясь друг с другом, что-то усиливаем в себе и других, а что-то нивелируем. А если мы еще и группируемся по идеологиям, то это вообще... своими энергетическими потоками мы и возносим друг друга до небес, и низвергаем в пропасти. Мы все тут стихийные маги - вовлечены в этот процесс и никуда от этого не деться. Если мы не обыватели. А если попытаемся ими стать, то не вынесем иссушающих рамок "золотой середины". А если вынесем, то увянем.
   Из этого вырастают трагедии, такие, как у героини моих "Уходящих тихо", которая не может повзрослеть по общепринятым нормам (за ней - образ души, архетип ребенка ). Ведь там дикий парадокс - она так безнадежно от всех и от всего зависит, потому что по сути абсолютно независима. В ее невероятной слабости громадная сила! Она вся - неприкрытый Свет (=Жизнь),оголенное присутствие, которое не знает, как перестать быть, так это больно.Но то, что разделяет людей - искушающие бездны - давят, корежат и не дают это никому почувствовать, кроме, условно говоря, некоторых лиц от околохиппизма. Притом неосознанно к ее якобы больной энергетике тянутся, стараясь удержать рядам,все-все якобы целители и производители добрых советов, в том числе батюшка и родители. И кто там кого лечит-спасает?
   И вот, чтобы не погибнуть, ей надо либо погасить все это - нивелировать себя до обывателя, то есть высушить обыденностью или/и опрокинуть, говоря словами Гомбровича, в "приятную никчемность"(путь родителей/цивилизации), либо оградить некоторым руслом, допустим святоотеческим православием, оно ближе к национальной традиции. Духоносные наставники нужны, да где ж их взять? Тогда возникает, допустим, некий хиппизм как метод тех же проб и ошибок, только относительно упорядоченный - вот и Древо жизни на обочине культуры, пусть и чахлое. Вынесло за обочину - смело шизофренией. Твоя обочина - это края твоей любви.
   Таков, по моим понятиям, путь души в современном мире. Долгий окольный путь - как странно! - к тому, что уже здесь..(Притом душа русская - в которой все уже есть - родом из СССР).
   К чтимому тобой Гомбровичу, которого я бесконечно уважаю за чувствительность и умение заглядывать в бездны, у меня только одна претензия - он не видит необходимости пунктирной линии.Даже против нее.Его творчество - прекрасная иллюстрация положения человека в ненормальном мире, когда он так отделен от света, что по мере возмужания превращается в маньяка, вынужденного черпать жизненную силу из странных, мутных источников.(Путь героя от "Фердидурки" до "Порнографии"). Когда ты в хаосе двумя ногами, а не одной, источник перекрывается - нашим же положением.
   А где же спасительные штрихи на пунктире?
   О, если бы он "помнил дорогу домой"! Он бы увидел себя совсем другого и других людей в похожих ситуациях! (что не отменяет преходящей правдивости того, что он изображает). Потому что другие люди появляются, когда ты готов их обнаружить. Как и моя героиня существует как нормальный человек для тех, кто нормален. Как и Христа приняли те, кто узнали. Его нет, когда нас нет.
   Пунктир - это Свет-Тьма, Бытие-Небытие. Кто-то из св.отцов говорил, что, сторго говоря, Небытия(Зла) нет. Есть переплетение страхов, комплексов, притирок друг к другу - оно отступает, когда Свет просеивается дальше. Потом - квантовый скачок. И - новая фаза.
   Возможно, что все очень просто. Почти по Экзюпери. И по Ремарку - один его герой ворует в церковном палисаднике розы для умирающей возлюбленной. Он следит за тем, чтобы его не обнаружил священник или сторож. А Бог, как он говорит, свой парень - он поймет.
   Стать обычным человеком - лучшая в мире практика. Но не получится так сразу в сем миропорядке.Или получается явно не у всех.
   Вот. Так вкратце. Прямо неудобно за изложенный выше текст. Поскольку я совсем не эксперт. И спасибо тебе огромное за причастность к его созданию. Я вот только сейчас логически для себя нащупала, что у меня происходит в отношениях с подругой - прототипом повести. До этого мое полуинтуитивное пониманме так проваливалось в пробелы на пунктире, что временами я сильно на нее наезжала, в результате чего мы не разговариваем уже скоро как год. Ведь мы чувствуем объемнее, чем мыслим. У нее тоже провалы из-за непонимания, что провалы - это норма.
   Да, это норма - ошибаться (познавательно, из чего может вытекать моральная неразбериха). Умели бы мы вновь находить общий язык. В противном случае мы - обыватели,и не было никакой дружбы.
   Да, это так. Потому что наш разговор - это русло...
  
   ...А про Мулдашева, выходит, ничего конкретного...Не читала...
   Просто я попыталась изобразить, что не жить (не быть) еще больнее, жить (быть). А адаптированные смеси-практики с интеллектуально  понятых религий ведут к тому, чтоб не жить. Излучают не-жизнь на биохимическом уровне, особенно если методично с ними знакомиться и нет при некритичности хотя бы капли творческой небрежности, хоть в виде чувства юмора. И все равно - проникает отовсюду во все поры.
   И хорошо, когда хватает изложенного тут собственного мнения, чтобы хоть что-то противопоставить. Это только временами хватает!
   А иногда я очень даже поддаюсь, даже с интересом. Представь, а ведь у многих вообще никакого нет. Чем их удержишь.
   По чувству ожесточенности и безнадежности у тех, кто из них почерпнул, узнаются мутные источники. Так говорили св.отцы.
   А новый духовный отец моей православной подруги - молодой,энергичный вливает через эти слова слова в ее подсознание совсем другие смыслы
  
   И у нее теперь и подавленность, и безнадежность, и я - носитель сатанизма, за которого лучше издали молиться, чтобы он стихийно- магически не нарушил процесс. Да, нарушаю. Опять - вопрос границ.
   Мы все - в одной связке. Пока границами не стала Любовь.
  
   Вся штука в том, что границы добра-зла и Добра познаются, по большому счету, Любовью и в с е г д а находятся не там, где мы предполагали сегодня. Только Любовью можно утвердиться в этом вечно скользящем всегда, только так ходят по водам. То есть беса нельзя поймать за руку, - ее, в смысле руку - можно ему протяну
  
  
   2.Принцип замкнутых систем
  
   Идеи любой религии "во плоти", степень плотного абсурда делают почти невозможным вхождение внутрь ее системы. И слава Богу! Разве Христос призывал создавать безукоризненно-правильные системы, годные на все времена? Нет, от преодолел ветхозаветную систему изнутри, даровав миру диалектический метод познания и диалектический путь развития задолго до Гегеля и Маркса. Дабы Закон перестал порождать беззакония.
   Но кое-что четкое Он говорил. И, пожалуй, ради этой четкости я и лезу в православие как в кладезь, но не в реку мудрости. Я чувствую свою душу в храме и считаю полезным приобщаться к цельности в национально-близкой форме, выметать мусор метлой релаксации и дисциплины.
   Я за диалектику Маркса, который считал вслед за Гегелем, что каждая серьезная научная или богословская идея - нелепица, но в ней все ж меньше вздора, чем в предыдущих нелепицах. А конец вздору не наступит никогда.
   Жизнь течет между нелепицами, а все ж не бессмысленно. По Марксу, жизнь меняется быстрее любого ума и уж тем более таких громоздких систем как мировые религии. Поэтому ничего не остается как трактовать звенья этих систем по-разному в зависимости от задач эпохи, раз уж не хватает общечеловеческого опыта и уровня, чтобы вообще отказаться от систем, точнее, от их замкнутости на себе.
  Ибо суть не в фиксации знаков, а в п р о ц е с с е их движения.
   Нет ни одной системы, годной на все времена. Но в каждой последующей, которая усваивает, критически преодолевая предыдущую, резона все-таки больше.
  
   Другое дело, что мощная система может в своей рутинной самоуглубленности докопаться до глубинных кладов. В ней есть проблеск гениальности, которую надо бы у с п е т ь заметить, но не получается, потому что диалектически изживая старое на витке к новому, неизбежно его редуцируешь, упрощаешь, с п е ш а за процессом.
   К примеру, истинные монахи вот долгим систематичным путем пришли к тому, что благодать в своей полноте проницает любые границы. И, пребывая в ней, ты уже не будешь делить людей на христиан, язычников и еретиков, как то было необходимо вначале. Тебе уже не будет дела до этой классификации за духовным пониманием и вчуствованием. Разве это не прорыв из системы в диалектику?
   В этом плане интересно общаться с психически больными, которые как раз в результате косности своего подхода могут отыскать кое-что гениальное. Художники, отталкиваясь от их находок, делают общезначимые открытия.
   И ни к кому - ни к психам, ни к монахам нельзя относиться высокомерно.
   Как нельзя и полностью доверяться им, потому как если человек или общество делают шаг назад от уже понятого, практически назревшего и выполнимого или сворачивает в другую степь, это может обернуться деградацией и саморазрушением.
   Рассматривая в разрезе общества описанный тобой Оптинский абсурд, я вижу дезинтеграцию, деградацию общественного сознания России от утраты прежнего новозаветного уровня ( как в теоретических науках, так и в обыденном сознании ), который, как ни странно,отчасти имел место быть в атеистическом Советском Союзе. Его испротила только вездесущая з а м к н у т а я  с и с т е м а. Мы интенсивно росли, но рамки мешали нам вырасти. И мы по-детски отбросили те рамки, но не "сняли" их диалектически. И вот мы деградируем. Что поправимо все ж таки с учетом громадных материальных и духовных потенциалов России и может даже обернуться скачком в развитии. И - эге-ге! Мы еще покажем Америке кузькину мать в полнейшем смирении!
   Мы с тобой на самом деле, как я теперь поняла, занимаемся тем, что пытаемся понять, почему мы не можем войти внутрь отживающей системы православия, даже если искры былого огня жгут нам ладони. И откуда тогда искры, если нет огня.
   Изучая это, мы духовно растем, овладевая христианско-диалектическим методом познания. Вот почему нисходит благодать в храме. Нечто истинное дает нам зеленый свет.
   Между прочим, общество не может пока понять и оценить поиск базовых ценностей самобытными дилетантами, стоящими на уровне века, которые тратят свободное время на всякий вздор (Будь мы профессиональней, мы бы, наверное, так не сумели - быть наблюдательными там, где профессионалы просто н е  у с п е в а ю т приостановиться. Собирая непонятое спешащими, мы дарим его будущему. Ловим еще живые искры былых огней, чтобы кто-то в будущем сделал из них квантовый скачок в новое. Мы видим искры там, где другим видна темнота, так как не только психи и монахи не поняты, а ценность индивидуальности не понята со своим неповторимым микрокосмом.
   И тем более уж, раз мы это понимаем, нам жизненно-необходимо приобщаться к некой цельности, чтобы сумму искр не принять за Огонь. К Огню мы не сделали еще квантовый скачок.
   И мы бы были по-страшному одиноки на Земле, если бы не наша "малая церковь", не разные неформальные братства (мне приходилось даже гостить на чаепитиях в сообществе Анонимных Алкоголиков - прекрасный союз!), не любимый наш фестиваль "Радуга", где отдых - это работа и все пытаются сказать об одном, хоть и путанно.
   Структура "Радуги" с Христом за пазухой - проблеск гениальности в осознании модели будущего человечества.
   Но это не значит, что мы счастливы здесь и сейчас.
   В энергетике все дело. Нет резонанса с большинством. Ходим по узким, темным тропинкам, в расщелинах между скоплениями народа.Народ-то все спешит, занятый далекой от нас суетой. И разве что в храме выходит иногда душой за собственную ограниченность, тихо просачивается мягким утренним светом, стирает, заполняет на миг расщелины. Тогда приходит наше время, мы оживаем, чувствуя с ним единство - духовное? душевное? прелестное?благодатное?.. Кто нам на это ответит?
   Я давно думаю (чувствую всей кожей), что мир массово сползает к опасной черте. Об этом он дает знать через абстрактную живопись, атональную музыку и людей, которые еще не там, но уже не вполне здесь.
   Замкнутые системы порождают бесноватые замкнутые системы (фашизм, к примеру) и должны стать объектом психиатрии. Почему бы не предположить, что самое масовое психическое заболевание - шизофрения - обусловлено тем, что некто устав (не сумев) быть атомом на орбитах замкнутых систем, раскусив интуитивно их принцип, сам становится... суперзамкнутой системой, равно от всех удаленной? Срывается в крайнюю безблагодатность? Ведь мы так и не разомкнули зеркальную черно-белую спираль развития, мы продолжаем считывать Новый Завет по меркам Ветхого.
   Но это же значит и то, что... спасение близко. Надо только правильно все понять - что мы и так понимаем правильно, и так понимаем! Просто в том сложность, что непонимающие - они как стены для нас.(И для себя самих). Их только пожалеть можно за то, что это так. (Идиоты они наши милые, самозамкнутые!..). И нам плохо на этих невидимых тропинках меж стен, и надо куда-то выше голов тянуться, чтоб подчерпнуть воздушной ясности. И сил на это чаще всего просто нет.
   Вон на мое объявление у Бояринцева, что я ищу единомышленников, близких к незамутненному православию, откликнулся панк!!! Просто два слова написал:"Панки хой!" Ну я ему и ответила:
  " ПРИНЦИП ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ
  Ждешь вроде ответа от духоносного отшельника, а получаешь коротенькое "Панки хой!" Как я этому рада! Ведь панки в моей системе ценностей (увы, с и с т е м е ) стоят выше монахов. Мы вот с подругой даже договорились до того, что христианин - это интеллигентный панк (вроде Андрея Платонова). Я вообще-то теоретизирую не потому, что люблю создавать системы, а наоборот... Должен же быть кто-то, кто может объяснить всем, почему его друг - не самое последнее дерьмо, чтобы и сам друг перестал в это верить.
  Принцип замкнутых систем: "Ибо не понимаю, что делаю; потому что делаю не то, что хочу, а что ненавижу, то делаю."Ап. Павел К Римлянам" Старый мир - замкнутая система, а новозаветный - свободная, диалектическая. Вот что открыл нам Иисус!"
   Я не верю, что только больные ходят по тем тропинкам. ( Вдоль разломов между массами людей ). Хотя, наверное, самые ранимые, тонкокожие. Самые слабые, стало быть. И самые, значит, сильные! Самые сильные!
   Встретить человека на такой тропинке!.. С которым не нужно ни за что бороться - ни за, ни против. Который сам по себе выходит душой за границы, а не занимается строительством стен. А есливыходит порой чрезмерно - с частью подсознания, то потому, что привык отталкиваться от чего-то изломанно-жесткого или гладко-тупого. И - какое к черту общение через Интернет!!! Конечно же чай пить рядом с баранками!!!! Вот и вся обрядность! Эти стены вокруг - они же похлеще монастырских нас формируют, и сформировали уже!
   ----------------------

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Наталья Гвелесиани
: "Ибо не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу...". Эссе.

19.12.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275