Арсений Гончуков: ОБМАНУТЬ ВЕРЛИБР. Георгий Бартош. Сборник «Семь верлибров».
В этой статье, как уже видно из названия, анализируется сборник Георгия Бартоша, опубликованный не так давно на Точке зрения. Арсений Гончаров предлагает свой взгляд, свою интерпретацию стихотворений минского поэта. Он хочет обмануть верлибр.
«Как? Просто. Если прочесть эти стихи точно не так, как автор их пишет. Не обращая внимание на форму. Улавливая и пропуская в себя только смысл написанного… Просто поймем смысл, главный и исчерпывающий себя, но не исчерпывающий красоту самого стиха».
И дальше последовательно рассматривает семь верлибров Георгия, выбирая из них основную идею. Получается занятная игра – в сборнике проступают некоторые лейтмотивы, которые складываются в определённую мозаику.
А теперь, даром, что я редактор отдела поэзии, всё-таки скажу (точнее, напишу) крамольную вещь. По-моему глубокому убеждению, хорошие стихи не нужно анализировать. Разве что, в учебных, дидактических целях. Любой анализ неизбежно станет упрощением. Ценность стихотворного текста в его цельности, в сочетании формы и содержания. Если рассматривать содержание – легко может получиться банальность. Если форма – то становится просто скучно (ещё раз повторю, за исключением момента «обучения»). Кроме того, меня всегда посещает мысль, что сказать «о чём» про хорошее стихотворение не очень то и получится. На то и стихи, чтобы быть чем-то большим, нежели просто изложением неких мыслей, концепций и т. д.
Тем не менее, Арсений Гончаров предложил нам свою точку зрения. Она кажется мне интересной. Хорошо (для меня, по крайней мере) воспринимать эту статью как некое отдельное самодостаточное произведение – в нём есть сюжет, есть движение мысли, топливом для которого послужили стихи.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Корнеев
|
ОБМАНУТЬ ВЕРЛИБР. Георгий Бартош. Сборник «Семь верлибров»
Верлибр начинается там, где заканчивается уют и понимание мира как картины в раме. Верлибр всегда протест - не только форме стиха, но форме выражаемой мысли. Своеобразное нарочитое искажение того, как поэт, в данном случае Бартош, говорит.
Верлибр, как особая форма отсутствия формы с проблесками рифмы имеет одну цель - подчеркнуть не образ и слово, а выдрать из них - голос и порыв души. Это мы понимаем. А давайте обманем верлибр? Как? Просто. Если прочесть эти стихи точно не так, как автор их пишет. Не обращая внимание на форму. Улавливая и пропуская в себя только смысл написанного. Мне, например, открылось много интересного, что, впрочем, ни капли не умаляет достоинств поэзии Георгия Бартоша.
Это тем более легко, что на самом деле название сборника звучит так: "Семь верлибров по имени Я". Звучание «Я» как чуть ли не самого часто повторяющегося слова в этих стихах (что даже режет), как раз и говорит нам о том, что верлибр (по крайней мере Бартоша) ставит себе за главное дело - показать то, что чувствует «Я», эгоистично и выпукло - Я есть, я чувствую, я – такой! Кстати и слово "бля" - следствие это «Я», не было бы «Я», не было бы – бля, простите за каламбур. Вот и вся история происхождения ненормативной лексики в поэзии.
Так что же – «Я»-то? Напишем заголовки к стихотворениям, такие заголовки, к которым стихотворения может быть и не понадобятся. Это я шучу. Просто поймем смысл, главный и исчерпывающий себя, но не исчерпывающий красоту самого стиха.
Откуда это «Я»? Достоверно кажется, что «Я» вываливается из человека, как кишки из брюха, только в одном случае – когда оно теряет. Утрачивает, не понимает, не соответствует, ему не уютно, ему пусто, он теряет ценности, опору, и как следствие - форму, то есть сначала - теряет свою форму, потом, как следствие, форму - стиха.
Перечитывая стихи.
"Варианты" - варианты чего? Конечно, себя. Главный текст: отворите мне кровь, я хочу найти суть, я ее еще не нашел, я еще не сделал поступка, хотя и могу. Главная тема – потеря. Сути.
Далее идут два стихотворения, которые почти идентичны в развитии от точки «А» к точке «Б».
"Я хожу по пустой квартире". Я один, я болен, мне нужна ты, любимая. Главная тема – потеря. Любимой. Но... уже чувствует ступни новых. И любимых.
"Где ты, Родина?" Текст: где родина? Да хоть на другом языке, но посиди рядом, полиглотша! Главная тема – потеря. Родины. И самое интересное - снова ее предчувствие – та самая родина и та самая полиглотша. Кстати, родина ищется жестко (эту жесткость предполагает гипертрофированное «Я») -
Триста лет глухих дорог да бездорожья,
А в попутчиках кругом такие рожищи,
А билет туда не купишь даже вскладчину.
Я хотел идти — оброс мертвячиной.
Я хотел лететь, да крыльев нетути.
Что же биться головой, да что же сетовать?
Вот в общем-то и антропология героя. Здесь перечислено все, что мешает герою что-либо найти. Строфу можно смело отдавать психотерапевту, он еще в «мертвячине» найдет и подсознательный, сексуальный подтекст какой-нибудь опустошенности либидо. Но самое плохое на мой взгляд, что даже биться головой нет сил и сетовать, ведь это уже – крайняя точка отчаяния. Свидетельствующая, впрочем, о скором просветлении.
Трехногая кошка. Ну вот она и пришла. Потеря наконец-то восполняется. Прошлой жизнью, оттенками темноты, и снова – посиди «рядом». Потеря и главная тема уже - обретение. Обретение кого – вы видите. Это и есть та самая родственная душа, которая подходит такому герою, это его – Прекрасная Дама. И тут откровение – "бейся со мной". То есть все-таки головой об стену… Продолжать. Другого, к сожалению, нет. В этом, собственно, главный трагизм лирического Я. Главная тема - обретение. Героини рядом.
Над беседкою в старом саду… Неистовые танцы, выученные у неба в общем-то тоже сравнимы с отчаянным битьем головой об стену. Такой ритуальный танец этих стихотворений. Впрочем, так надо. Все эти стихи - ритуальные танцы, выученные у неба. Верлибр = танцы. И это в общем-то правильно и даже - гармонично. Главная тема - обретение (танца).
Мой друг, предложи мне "Орбиту"… Здесь прозрачно. Тоска любого бывшего советского гражданина по колбасе по 2.20 (даже я, 27 летний, от рассказов родителей тоскую по ней). Плюс песня об утраченной молодости, читай - начало кризиса среднего возраста. Шутка. Главная тема – потеря. Прошлого.
И наконец: Песня "пряника". Герой ищет себя, это заметно. В этом поиске он забрел на семейный чердак. А каким я рос-то? Даже в биографии самого автора – Бартоша прослеживается легкое недовольство своим «происхождением», своим "интеллигентским" детством. Детство у всех разное, но если ты чувствуешь с ним раскол, то ты действительно можешь быть несчастным или – поэтом. Это тяжелая вещь. Раскол с самым сокровенным временем. Однако не это ли механизм этой поэзии, который как маятник дает раскол дальше – самого «Я», современной жизни и судьбе и так далее, по нарастающей, до всех "оттенков" черной кошки. Потому что "пряник" понимает, что он - "пряник" и не более того. Мать, отец, бабушка - идеалы любого человека здесь для лирического героя - жестко - не идеалы, а смешное тесто пряника.
И матерный взрыв детонирует именно там, где речь заходит о ценности, где она номинируется:
Я – парень, бля буду, конкретный
Я прынцып родственный блюду
Блюдение родственного принципа вызывает острую агрессию у героя. Это - точно не его. Главная тема - потеря. Родственных связей. В раме этого мира герой никак не видит себя.
Он находит себя в одном и главном - "как часто грусть меня тревожит, и даже мысли о высоком... (...) И ночь мне отвечает эхом, и круто за сердце берет". Это главное у него – поэзия. Потому она и такая жестока, что единственная.
Поэзия «Я», сбитого ритма верлибра, самоопределения, поиска. Можно сказать, что герой, теряя и обретая, не находя и снова теряя, видит главное свое предназначение – в вечном отречении от того, чем он не является и в вечном поиске своим Я - своего Я.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Арсений Гончуков: ОБМАНУТЬ ВЕРЛИБР. Георгий Бартош. Сборник «Семь верлибров». Критические статьи. 04.10.06 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|