Алексей Караковский: Рождение христианства.
"Мы любим и любви не ценим,
И жаждем оба новизны,
Но мы друг другу не изменим,
Мгновенной прихотью полны."
(Д.Мережковский)
Не надо быть крутым аналитиком или глубоким теоретиком, чтобы понять, что нижеследующие стихи - лирика любовная. В них есть лирический герой (рискну предположить, что хотя бы отчасти он совпадает с самим Алексеем Караковским). Есть лирическая героиня - христианская духовная традиция (рискну предположить, что хотя бы отчасти она реальна). И у этих двоих сильно не ладится друг с другом.
Иногда все хорошо: "...птицы спят и животные спят", "Благодать октября - близка". Иногда все плохо: "...кружится осень / и юродствуя, и смеясь", "и мерцают пасхальные свечи смирительным ядом". Время от времени - ссора: "Из задворок святого сада / появляется сучка Нелли, / говорит мне: «Пойдём отсюда...»". За ссорой, как и положено у влюбленных, следует примирение: "нам не надо ни слов, ни света". Но это примирение недолговечно: если бы автору не нужны были слова, то он бы и стихов не писал. Раз пишет - значит, больно, актуально, не заелось бытом, еще не прошло и еще не в прошлом.
Что случится с нашими героями дальше? Кончится ли дело браком? Не думаю: слишком измучили, истерзали друг друга ревностью и подозрениями: "то ли праведники-убийцы / Высший Разум свели с ума", "мертвенные слякоти, ослепшие дворики". Забудет ли он ее? Не думаю: "из любви получается только любовь". Забудет ли она? У нее и спрашивайте, стихи-то не ее, а Караковского, и его лирический герой видит происходящее лишь с одной, своей собственной стороны. Как сто тринадцать лет тому назад (и якобы совсем не о том) сказал Мережковский, "Тоскуя - оба одиноки, / Враждуя - близки навсегда."
Вот так они и жили.
Вам кажется, это уникально? Посмотрите себе в зеркало...
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Михаил Майгель
|