Инна Молчанова: ЦЫГАНСКИЙ ШАТЕР (венок сонетов).
Венок сонетов — дело трудоемкое. Зачастую необходимость строгого соблюдения формы подчиняет авторскую мысль, вынуждая в угоду жестким рамкам комкать содержание. Работа Инны Молчановой представляет собой удивительный сплав выверенности формы и семантической вольности содержания, сохраняющий авторский замысел и стилистическую направленность.
Архитектоника цикла, взаимосвязь между всеми его частями реализуется не только за счет анадиплосиса, являющегося формальным непременным условием венка сонетов, но и за счет выдержанного на протяжении всего произведения анаморфоза смысловой нагрузки лексических единиц, а также нарушения метрики стиха (Сколько лет искал я твои следы: <…> зайцев солнечных кинул в неводы; Не на падших полях, а в унисон <…> на распутии, расправлялась в сон; убегают дорожки в самогон <…> за сиреневым тыном, -- на схорон).
Все используемые средства выразительности направлены на достижение максимального эмоционального эффекта. Эмфаза авторской манеры повествования, создаваемая необычным ритмическим рисунком и частой сменой нестандартных словесных конструкций, постоянно держит читателя в напряжении.
Автор не боится рискованного использования мало употребляемых тропов, например, таких как анаколуф (в общем, там, где бедой просрочено; не пройти ей след в след попятную; созревала в мед запоздалый речь; Усмирял и сны златосбруйные/отсылая их, виноватые). Здесь нарушение грамматический и логической правильности речи выполняет функцию связующего звена между заданной названием и тематикой стилизацией под цыганские реалии и использованием в качестве дополнительных описательных сред слов из современной нам действительности (пилигримов морзянки мучая; троеточия – скалолазами; средь эфирного поля сжатого).
Яркая авторская стилистика проявляется в ономатопоэтических образах (щебетаньем, курлыком спетые) и в смелых словообразовательных конструкциях с явной экспрессивной коннотацией (Среди стай перекати-пОльчатых/на гагарьем скалистом вечере; где полУнная спит бессонница/полуночье хрипящих кречетов).
Среди богатого языкового многообразия четко прослеживается фабула произведения. Динамика сюжета перенесена во внутренний мир лирического героя и обусловлена его личными переживаниями: отчаянный поиск любимой, планы и мечты о совместном будущем, горечь разочарования и невозможность борьбы с обстоятельствами (за горячее сердце отчима/молодая идет красавица! Потому что на связи кровные/не нальет пилигрим святой воды).
Зацикленность концовки последнего сонета (и по табору голос – волнами/переборами струнно-томными/«Сколько лет искал я твои следы?!.») на начало первого (Сколько лет искал я твои следы/пилигримов морзянки мучая/зайцев солнечных кинул в неводы/проползающей свадьбы тучевой!) в структурном отношении плавно подводит читателя к ключу (магистралу), являющемуся квинтэссенцией не только по форме, но и в смысловом плане.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Наталия Шиндина
|