Лия Мишкина: ТЁЗКА.
Рассказ "Тёзка" построен на любопытном композиционном приёме: случается необъяснимое, не слишком приятное событие, а спустя много времени его участники (а с ними и читатели) получают ему объяснение.
Как легко догадаться, такой композиционный приём наиболее часто используется в детективах. Отличие предлагаемого вниманию читателя рассказа от детективов - прежде всего в том, что никто из персонажей не занят какого-либо рода расследованием события; всё раскрывается само. Вероятно, историю, изложенную в "Тёзке", можно назвать полудетективной (помня, что detego по латыни означает не только "изобличать", но и "открывать").
Текст не гладок: есть в нём и немотивированные детали, и речевые штампы, и избыток того, что называется бытописательством (жизнь Средней Азии описана вплоть до местоположения отхожего места во дворе), и эпитеты в превосходных степенях, местами осложнённые множеством восклицательных знаков.
Мне кажется, использование описанного выше композиционного приёма составляет неплохой противовес огрехам на "низком", словесно-фразовом уровне. Поэтому я и предлагаю читателю, в особенности читателю пишущему, обратить внимание на композицию рассказа.
И пусть каждый решит для себя, что обладает большей степенью литературности - рассказ "Тёзка" или изящные, выверенные до буквы, до фонемы прозаические (а даже бы и поэтические) миниатюры ни о чём.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Сергей Алхутов
|
ТЁЗКА
Зинаида ждала ребёнка, после появления которого муж должен был получить квартиру. Молодые, весьма современные и романтичные, не боялись трудностей, вступили в брак по большой любви и были вместе безмерно счастливы. А пока семья ютилась в спартанских условиях в Старом городе, где снимала дешёвую комнату с глиняным полом, с допотопной печкой буржуйкой, с трубой через всю комнату, оставшейся, видимо, ещё с войны.
Зато окно выходило в роскошный фруктовый сад, с виноградником, густо усыпанным тяжёлыми гроздьями винограда. От множества цветников всё обозримое пространство благоухало запахами царственных роз, душистого табака, мятного райхана, и казалось, что вы попали в некий сказочный Рай.
Дворы, переулки, скверы и улицы города окаймляли арыки, по которым круглый год весело журчала вода. Город походил на огромный сад, где пышно зеленели деревья, били фонтаны и расцветали яркие ароматные цветы, которые никто никогда не обрывал! Всё это имело быть в городе, окружённом бескрайней пустыней, где вода является величайшей ценностью!
В Старом городе, как встарь, водопровод находился на улице, откуда круглый год окрестные жители носили, надрываясь, в любую погоду воду вёдрами. Зимы были солнечными и тёплыми, ниже +10 температура не опускалась. Снег выпадал редко, ненадолго, тонким слоем. Однажды, когда температура упала до -10, за ночь вымерзали все фруктовые сады!
В декабре мужчины продолжали ходить в костюмах и плащах, и нередко вновь зацветали деревья! Уборная, то есть пятачок земли, ограждённый невысоким глиняным забором, без крыши и двери, с входом, завешанным мешком, с медным кумганом с водой в углу, вместо туалетной бумаги, обычно находилась в дальнем конце двора.
Дело в том, что район Алмазар некогда был дачным посёлком. Город давно разросся, а посёлок превратился в городской район, но остался с тем же укладом жизни. Ни собак, ни кошек там не держали, сады и дома не охраняли. Все знали друг друга, как в небольшом кишлаке. Бескорыстная всеобщая помощь соседей при любых проблемах, или строительстве - была традицией. Никакого общественного транспорта вблизи не существовало.
Чтобы добраться до транспорта, нужно было долго – долго брести в невыносимую жару по пыльным кривым переулкам до кинотеатра «Родина», где проходил трамвай, чтобы доехать до рынка и попасть на сказочный Восточный базар; либо в противоположную сторону – в центр Ташкента, который представляли: «Дворец пионеров» в действительно роскошном дворце наместника русского царя; «Красная площадь» с фонтанами, цветниками и неизменным мраморным мавзолеем Ленина, на котором правительство принимало парады и праздничные демонстрации трудящихся; огромное сумрачное здание издательства «Правда Востока», где печатались все республиканские и Союзные газеты и журналы; помпезный мраморный «Музей В.И.Ленина»; «Большой театр» оперы и балета; «Дом знаний» и Союз Художников Узбекистана с выставочным залом.
Посему в Старом городе в каждом дворе держали лошадь или осла. Этим «транспортом» обходилось местное население, отправляясь на базар. По улицам и переулкам, покрывая прохожих густой пылью, тарахтели огромными колёсами арбы, гружённые арбузами, дынями и другой снедью, или дровами и углем, на которых готовили еду и обогревали зимой жилища. Управляли ими непременно седобородые старики, похожие на Хоттабыча, в полосатом стеганом халате и в тюбетейке с чалмой. Жители постоянно, с раннего утра пили из самоваров чай - дома, на работе, на улице в чайхане.
Истинный Восток окружал недавно испечённую семью, не знающую ни местных обычаев, ни языка. Зина приехала учиться из Казани и до замужества жила в институтском общежитии, но после третьего курса вышла замуж и взяла отпуск до рождения ребёнка. Муж вырос в детдоме, окончил местное художественное училище имени Бенькова, затем Театрально - Художественный институт, и работал в Худфонде. Его картины пользовались успехом и экспонировались на всех Всесоюзных выставках в Москве.
С тех пор, как супруги сняли жильё, Зина «в интересном положении» нигде не бывала, занимаясь лишь домашним хозяйством, она обреталась дни напролёт, до прихода с работы мужа, в одиночестве, забытая всеми.
Как - то, к большой радости, она обнаружила, что через дорогу от неё живёт с родителями в своём доме её однокурсница с архитектурного факультета Политехнического института мудрая Аня Лейбович, нескладное существо, с большим горбатым носом и редкими рыжими волосами. Она явно благоволила к горячительным напиткам и, проведав, что у Зины в доме всегда есть хороший ликер для гостей мужа, зачастила к ним в гости. Выпивать Зине супруг не разрешал, и она с удовольствием приобщалась к жарким профессиональным спорам о новой архитектуре и изобразительном искусстве.
Однажды вечером во время такой беседы, удивлённая хозяйка сообщила, что Зину срочно вызывает какой-то мужчина. Действительно, перед калиткой стоял незнакомый молодой узбек. Он не знал в лицо женщину, которую искал, долго не хотел уходить и требовал принять его, не придавая значения заметной беременности Зинаиды. Вышел муж и объяснил ему, что Зина его жена, никого не приглашала, и он, видимо, ошибся домом.
Дальше это стало повторяться всё чаще и чаще. Мужчины приходили и поздно вечером, и ночью, и даже под утро, и требовали у хозяйки вызвать Зину и принять их, обещая хорошо заплатить, что превратило жизнь супругов в невыносимый кошмар и всеобщий позор. Между ними и хозяевами начались скандалы. Соседи, не стесняясь, громко осуждали Зину и жалели мужа, намекая, что родится неизвестно чей ребёнок. Зине опасно стало выходить из дома. Пришлось срочно перебраться в другое жильё, подальше.
С тех пор прошло два года. Постепенно это дикое нелепое недоразумение забылось. Зина благополучно родила дочь. Муж получил квартиру в новом районе в Доме Художников и там же на последнем этаже мастерскую. Отпуск Зины в институте закончился. Пришлось засесть за учебники и навёрстывать пропущенное, а дочку незамедлительно устроить в ясли.
В это время в среде художников произошло неординарное событие – приехавший в командировку на несколько месяцев в Ташкент московский художник, любитель и знаток восточной культуры, безумно влюбился в местную красавицу – буфетчицу драматического театра, женился на ней, и на днях супруги переезжали в Москву. Свадьбу устроили в чьей то мастерской в Доме Художников. Зина с мужем заглянули ненадолго на торжество, чтобы поздравить молодых. Москвич представил их супруге:
- Дорогая, это будущий архитектор Зина и её муж - известный живописец Узбекистана Алексей Петров! Прошу любить и жаловать! Мы сердечно благодарим вас за визит и поздравления. Тронут! Я рассказывал Зинфире о вашей чудесной семье, и даже ставил её в пример в преодолении трудностей.
Зинфира молча, не поднимая глаз, смущённо подавала маленькую холеную руку, с длинными перламутровыми ногтями. Молодая супруга была бесподобно хороша, настоящая Восточная красавица - статная, смуглая, с густыми чёрными косами, длинными вскинутыми сросшимися бровями, с незабываемыми раскосыми глазами, как на древних гравюрах,с длинными точеными ногами, в лаковых белых лодочках на высоких каблучках и в белоснежном атласном платье.
Восхищённые редкой красотой Зинфиры, Зоя с мужем вскоре попрощались, пожелав молодым всего положенного в таких случаях, подарили выставочный расписной керамический чайник и поспешили восвояси. Алексей уже ушёл по длинному коридору вперёд, когда Зину догнала и остановила в дверях Зинфира. Она бурно покраснела и взволнованно зашептала бархатным голосом Зине на ухо:
- Простите меня, пожалуйста, великодушно! Пожалейте! Я вас умоляю! Пусть всё будет тайной! Обещайте! Я долго была одинока и несчастна. Ни родителей, ни своего дома! По образованию я учитель младших классов. Зарплата маленькая Положение безвыходное. Пришлось зарабатывать самой, чтобы накопить на квартиру и выйти в люди Мужчин интересовало только одно! Они вились вокруг меня, как мухи вокруг сладкого! Никто достойный не предлагал мне выйти замуж. Это замужество - невероятное счастье, о котором я не могла мечтать даже во сне! Видимо, Аллах услышал мои молитвы, пожалел за все мои страдания и унижения! В Москве никто ничего не узнает, а сюда мы никогда не вернёмся!
Она схватила руки остолбеневшей Зины и стала покрывать их поцелуями.
- Я жила с вами рядом в соседнем переулке, в доме под таким же номером, - шептала она торопливо, удерживая Зину, - и мои КЛИЕНТЫ рассказывали, что попадали к вам. У вас были большие неприятности! Я знаю это от соседей, что вам даже пришлось срочно переехать. - Её бил озноб, лицо покрылось пятнами, собравшись с духом, она выпалила ничего не понимающей в происходящем Зине:
- Ведь МЕНЯ ЗОВУТ ВСЕ, как вас - ЗИНА!
- Значит тёзки? Живите спокойно! Я уже всё забыла! Бог вас простит! – ответила невозмутимо Зинаида и поспешила, стуча каблучками, за мужем.
Код для вставки анонса в Ваш блог
| Точка Зрения - Lito.Ru Лия Мишкина: ТЁЗКА. Рассказ. Среднеазиатская полудетективная история. 06.01.07 |
Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275
Stack trace:
#0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...')
#1 {main}
thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275
|
|