Екатерина Маркус: Как становятся чертями.
Мне крайне приятно представить "Точке. Зрения" открытие нижегородского ее филиала - волшебные стихотворения Екатерины Маркус. Кстати, именно так, "волшебными" назвала стихи Бродского когда-то Ахматова. Уместно ли это, вряд ли, но что точно, так это таинственность, символичность и сакральность стихов Екатерины. И... удивительная притягательность какого-то особого, ни на чей не похожего поэтического мира.
Для меня, в системе координат моего восприятия поэзии, стихи Екатерины Маркус запрятанные, я бы даже сказал, очень «не явные» стихи. Они скрываются за символами какого-то своего «нутряного» смысла, своих «веточек» образного мира. И вот именно этот мир для меня бесспорное и яркое свидетельство таланта. Это, как бы Вам сказать, то, что Маяковский называл результатом «производства» в поэзии, а применительно к Маркус я бы назвал это естественным рождением самородного и кустарного мира.
Каждый поэт, рано или поздно, так или иначе, находит эту самую обложку, этот самый способ выражения своего внутреннего через символический ряд. И это может быть античность, или древнерусскость, готовая матрица образов или придуманная своя. И именно вкус и внутренняя удача диктуют этот мир, и именно его находка, как системы образов-ценностей, и есть момент появления поэзии. Да не есть ли этот найденный мир –
сама поэзия – эта вихревая система (выразительных средств, как бы сказали литературоведы), внутри которой она якобы существует? Будь то зверинец или черти, которыми становятся? Нет, не внутри, а это ее самой – главная сила.
Когда вы будете читать стихи Екатерины, вы вряд ли в этих кружевах найдете много жизненного опыта или философских выводов, строчки пробиваются как ростки через очень мощный и глубокий культурный пласт, в котором, как мы и говорили, их непохожесть. В этом, кстати, кроется еще одна сильная черта этой поэзии – обманчивость. Ее трудно схватить даже самыми тонкими и умелыми пальцами, она словно вода или песок, ну и в этой игре, конечно же, истинность таланта, потому как только талант по-настоящему трудно оценить.
[i]Между тем мне, конечно же, хочется думать о будущем поэзии Екатерины. Каким оно будет? Сейчас так тонко пойманная грань, как кажется, должна сохраниться во что бы то ни стало. Уход внутрь приведет к уходу от читателя и от – поэзии. Но и конечно, открытие может разгерметизировать и опростить этот таинственный мир… Впрочем, уже эти рассуждения могут навредить, чего не хотелось бы стихам Маркус – ни от себя, ни… от нее самой…[/i]
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Арсений Гончуков
|