h Точка . Зрения - Lito.ru. Дмитрий Бирюков: Шестой Форум молодых писателей России: будущее молодой литературы (Репортаж).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Дмитрий Бирюков: Шестой Форум молодых писателей России: будущее молодой литературы.

12-18 ноября 2006 года состоялся VI форум молодых писателей в Липках, проводящийся ежегодно по инициативе фонда СЭИП (http://sfilatov.ru). Форум продлился неделю и представил собой мастер-классы для лучших молодых авторов России и СНГ, отобранных по результатам специального конкурса.

"Точку Зрения" на форуме будут представили поэты Марат Багаутдинов, Дарья Воробьёва, Алексей Евстратов, Рахман Кусимов, Вячеслав Памурзин, Анастасия Сторонкина, Денис Сибельдин, Сергей Шабуцкий, Артём Шепель; прозаики Ашот Аршакян, Анна Болкисева, Игорь Корниенко, Олег Лукошин, Александр Морев, Светлана Татарникова, Упырь Лихой; критики Марта Антоничева, Алексей Караковский и Наталья Рубанова.

В преддверии Форума в издательстве "Вагриус" вышел также сборник произведений "Пролог #5" (под редакцией А.Караковского). Туда вошли произведния А.Аршакяна, А.Болкисевой, А.Караковского, О. Котомкиной, Р.Кусимова, Р.Маловой, Е.Мошковой, А.Насонова, А.Павловской, В.Памурзина, С.Ратоминой, А.Рубановой, А.Сторонкиной, А.Шепеля и др.

По результатам Форума на страницах журналов "Пролог" и "Точка Зрения" будут опубликованы подробнейшие репортажи от лица тех, кто принял участие в сём достославном мероприятии. Этот текст - первый из их числа.

Редактор отдела критики и публицистики, 
Алексей Караковский

Дмитрий Бирюков

Шестой Форум молодых писателей России: будущее молодой литературы

Обсуждения текстов молодых авторов на Шестом Форуме молодых писателей России сталкиваются со старой проблемой гуманитариев: отсутствие единой системы оценок, отсутствие объективных критериев того, что является "правильным", а что – нет. Каждый говорит о себе, о своем понимании текста, но не о том, что имеет в виду сам автор, каждый остается при своем мнении. Но цели прийти к общему решению никто и не ставит. Наоборот, молодые авторы стремятся обменяться мнениями и породить новые идеи. Поэтому кулуарное общение важно не менее, чем сами мастер-классы.

Я побеседовал в кулуарах с участниками, мастерами и организаторами Форума молодых писателей.
Прозаик Евгений Попов – один из руководителей семинара организованного красноярским журналом "День и Ночь". С ним мы решили поговорить о том, как добиться признания авторам из провинции.



ДБ: Россия – страна большая и централизованная. Политика, бизнес сосредоточены в Москве. В литературе иная ситуация. Достойных читательского внимания авторов можно встретить в самых разных городах и весях. Каким образом мы можем поспособствовать тому, чтобы сохранялось единство культурного, литературного пространства страны, но вместе с тем, это пространство не превращалось бы в маленькую точку на карте, чтобы писатели не скапливались только лишь в столице?

Евгений Попов: Я много езжу по России, знаком с литераторами из самых разных городов. Ситуация сейчас сильно изменилась, в советские времена пишущий, да и вообще, творческий человек вынужден был перебираться в Москву или Ленинград, где существовала культура андеграунда. Тогда у каждого из нас было два пути: стать диссидентом или конформистом (причем, в конформисты было не так легко попасть, ведь на теплые места всегда образуется немаленькая очередь). Еще можно было уехать за границу (что было сложно для провинциалов) или спиться.

Теперь "культурный империализм" ушел в прошлое. Литераторы живут и работают в разных городах, например, Екатеринбург известен своей школой драматургов. В разных городах издаются литературные журналы. Во Владивостоке выходит журнал "Рубеж", в котором мы находим отголоски культуры харбинской эмиграции, восточные мотивы, публикацию архивов литературы русского Харбина. Выпускаемый в Хабаровске журнал "Дальний Восток" представляет уже иную традицию, советскую. В "Сибирских огнях", выходящих в Новосибирске, просматривается то, что можно было бы назвать евразийством.

ДБ: На примере "толстых" журналов мы видим децентрализацию литературы. Они издаются не только в Москве, причем речь не идет о каких-то провинциальных изданиях для узкого круга читателей. Расскажите о журнале "День и Ночь".

Евгений Попов: Журнал "День и Ночь" остается лучшим за Уралом. Часто авторы, которые не могут опубликовать свои тексты в журналах московских, присылают их к нам. Но не потому, что их произведения низкого качества. Наш журнал не отстойник! Наоборот, мы публикуем лучшие образцы современной словесности. Наши авторы не только сибиряки, но и москвичи, петербуржцы, то же самое можно сказать и о читателях.

Вообще, теперь трудно стало отличить провинциала от "столичной штучки". Молодые ребята из дальних регионов не менее, а порою, даже и более начитаны, эрудированны. В частности, интернет стал мощным фактором такого стирания границ.

ДБ: Что вы можете сказать о своем семинаре, можете ли выделить какие-то имена?

Евгений Попов: Я бы охарактеризовал качество работ, представленных на нашем семинаре как высокий уровень средней прозы. Могу выделить челябинского прозаика Александра Самойлова; москвичей Александра Снегирева и Алексея Караковского; Елену Одинцову из Петербурга.

ДБ: Какие цели ставит редакция журнала "День и Ночь" на Форуме? Вы хотите найти новых авторов, привлечь" свежую кровь"?

Евгений Попов: От авторов у нас и так отбоя нет. Целью таких мероприятий, как Форум или премия "Дебют" должно быть предотвращение одичания, создание культурного фона.



Участница Форума Василина Орлова – прозаик, поэт, критик. Она уже добилась признания. Василина поделилась своими соображениями о перспективах молодой литературы в современном мире.

ДБ: Василина, вас же можно назвать состоявшимся писателем, добившимся определенных успехов. Какова роль Форума в Липках в этих достижениях, возможны ли были они без подобного старта?

Василина Орлова: В современном мире писатель едва ли может состояться в том понимании, к которому мы привыкли. Опубликовать свои тексты трудно, тиражи невелики, ни один "толстый" журнал не покрывает всю "литературную плоскость" России. Факт публикации часто можно приравнять к отсутствию публикации, однако можно воздействовать на определенный круг людей, которые интересуются современной литературой.

Моя первая публикация состоялась до Форума, последующая литературная жизнь продолжается помимо Форума. Но я живу в Москве, Форум дает огромные возможности для авторов из других регионов России. Мне же Форум помогает в том плане, что я могу встречаться с теми, кто занимается тем же безнадежным делом, что и я, обсуждать тексты, обсуждать планы, в результате чего начинаешь понимать, что не так одинок. Ты получаешь творческий импульс, значение которого, правда не стоит переоценивать. "Внешние" успехи никогда не заменят достижений "внутренних", душевных.

Проблема Форума в том, что он "назначил" ряд авторов передовыми, в то время как талантливых людей гораздо больше. Хотя, конечно, нельзя объять необъятное.
Сейчас писательство не может быть единственным занятием, но это, может быть, и хорошо.




А теперь узнаем мнение новичков, попавших на столь представительное мероприятие в первый раз. Петр Ваганов, автор из Владивостока, который, конечно, даже и не помышляет о том, чтобы сделать литературу своей основной профессией. Но он пишет, просто потому, что ему это нравится.



ДБ: Шкловский писал об эффекте "остранения", об ощущении от увиденного в первый раз, когда все кажется странным. Можете ли вы описать ваше личное "остранение" в Липках?

Петр Ваганов: Да, я не только в первый раз очутился на таком мероприятии, но и в Москве до этого ни разу не был. И действительно пребываю в состоянии какого-то измененного сознания после дальней дороги. Я вижу тут интересных людей, я приятно удивлен тому, что кто-то тратит деньги на такие, кажущиеся бесполезными, дела.

Есть и удивление от того, что конкурс, вроде бы, прошли те, кто получил самые высокие оценки, но на семинарах эти же самые авторы сталкиваются с ураганной критикой от своих коллег. Что это, невозможность объективной оценки или те, кто не прошел отбор, пишут еще хуже? А может быть, дело в том, что настоящих талантов всегда ругают больше всего.

ДБ: А какова была реакция ваших коллег на то, что вы представили на Форум, и как вы восприняли критику?

Петр Ваганов: Мне сказали, что я пишу банально, сыро. Я не сильно расстроился. Мнения других это просто мнения других. Более того, все, что человек обычно говорит, он говорит о себе. Любая оценка чужой работы, это оценка себя, своего видения этой работы.



О взаимоотношениях начинающих писателях и мастеров мы поговорили с прозаиком Вячеславом Пьецухом, руководителем мастер-класса журнала "Октябрь".

ДБ: Можно ли говорить о существовании молодой литературы? В чем ее отличие от предшествующей?

Вячеслав Пьецух: Молодая литература существует и отличается тем, что он не преемственна. Мы наблюдаем решительный отход от традиций русской изящной словесности, существовавшей на протяжении трех столетий. Современные авторы зачастую ничего не могут предъявить, кроме нелепого подражания западным образцам. Хотя, я не могу сказать, что хорошо знаком с творчеством молодых авторов, общение с ними в основном ограничивается Форумом.

ДБ: Вы выделили кого-либо из своего семинара? Ждать ли нам появления новых имен на литературном пространстве?

Вячеслав Пьецух: Практически все приятно удивили своим потенциалом, безусловным наличием таланта, но мастерства нет ни на грош. Мы видим непонимание самой сути литературы, им предстоит еще титанический труд освоения, овладения предметом.



Руководитель Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов поделился своими соображениями о назначении и перспективах подобных мероприятий.

ДБ: Каждый год на Форуме собирается 150 участников. Не много ли это?

Сергей Филатов: Мы начали работу с общения с редакциями "толстых" журналов. Тогда мы задали вопрос читателям, что бы они хотели изменить? Ответ был таким: нужны новые имена. Количество участников складывается просто: набирается мастер-класс, организованный тем или иным журналом.

ДБ: Мы присутствуем на шестом Форуме. Как долго вы предполагаете продолжать эту программу?

Сергей Филатов: Будем продолжать до тех пор, пока остается интерес у ребят. Уже наметился переход от каких-то неопределенных произведений (фэнтэзи и т.п.) к более осмысленным, которые претендуют на отражение современного мира. Но этого отражения пока нет. Писателям всегда доверяли, поэтому наша задача состоит не просто в том, чтобы поддержать молодую литературу ради самой литературы, но чтобы сама эта новая литература оказала благотворное влияние на общество.



Алексей Караковский - один из наиболее разносторонних деятелей, приехавших на форум: он и писатель, и издатель, и редактор, и предприниматель. Получив известность в качестве создателя и руководителя литературного сетевого проекта "Точка Зрения", Алексей уже почти год работает в должности шеф-редактора Интернет-журнала "Пролог", печатающего произведения представителей современной молодой литературы. Но не является ли это дело безнадежным, как выразилась Василина Орлова?

ДБ: Алексей, у меня всего один вопрос, с одной стороны, простой и банальный, с другой, это вопрос, на который довольно сложно ответить. Нужна ли молодая литература в наше время, и если нужна, то кому и для чего?

Алексей Караковский: Хотя Форум считается литературным, он выполняет функцию, выходящую за рамки собственно литературы. Если брать ситуацию в целом, то предложение на рынке превышает спрос, и потенциальных писателей больше, чем потенциальных читателей. Но большое количество авторов не сопровождается высоким качеством их культуры. Так что, как я понимаю, задача Форума заключается не в том, чтобы создать инкубатор молодой гениальной литературы, а в том, чтобы передать культурные ориентиры от более опытной среды к менее опытной. То есть речь идет не о молодых писателях, а о молодых интеллигентах. И я надеюсь, что вместе со всеми присутствующими участвую в процессе формирования нового поколения интеллигенции.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Дмитрий Бирюков
: Шестой Форум молодых писателей России: будущее молодой литературы. Репортаж.

20.11.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275