h
Warning: mysql_num_rows() expects parameter 1 to be resource, bool given in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php on line 12
Точка . Зрения - Lito.ru. Борис Худимов: Сказка про Иннокентия, Иннокентьева сына (Сказки и притчи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Борис Худимов: Сказка про Иннокентия, Иннокентьева сына.

"Сказка об Иннокентии, Иннокентьевом сыне" была одним из первых произведений Худимова, с которыми я познакомился. Напечатана была его подборка в 6-м номере "Предлога". Я заочно ухватился за автора, спросил у редактора отдела прозы журнала Гарри Гордона: "Что за человек?" - "Сантехник, кажется", - отвечал Гарри Борисович.

Позже оказалось - писатель, член СПМ, да ещё и, в строго финансовом смысле, профессионал: Борис длительное время зарабатывал на жизнь написанием сказок для приложения к одной из общероссийских газет. Да, ТЕХ САМЫХ сказок. Мечта любого писателя.

Уже два редактора "Точки Зрения" писали, и писали восхищённо, что к творчеству Худимова невозможно приложить общелитературные мерки (справедливости ради замечу: есть редактор ТЗ, прохладно констатировавший, что это не литература, т.е., по сути, сказавший то же самое, но с другими эмоциями). Я соглашусь - если принять бартовское понятие о литературе ("история литературы как история знаков литературности", писал Барт). И я возражу - если согласиться с русскими формалистами, заявлявшими о литературе как ломке приёмов.

Литература - система многоуровневая. Мне кажется, уровень, на котором Борис Худимов в наибольшей степени ломает приёмы, - уровень функциональной логики повествования.

Попытавшись приложить к "Сказке об Иннокентии" актантовую схему Греймаса, обнаружим: ни один из предполагаемых помощников главного действующего лица своих функций в сказке не выполняет, антагонист превращается в бенефициария, основное действующее лицо остаётся ни с чем. Первое из нарушений традиционной актантовой схемы сказки автор не комментирует, а принципиальная основа для второго и третьего сформулирована в лозунге (высказанном от лица рассказчика, что тоже нарушает традиционную структуру сказки - на этот раз нарративную): "Героям - слава! А жабам - свободу и счастье".

Право же, с этим лозунгом можно идти по жизни. Только вот определиться бы прежде, кто ты - герой или жаба. Последнее, кстати, тоже очень хорошо.

Намеренно и умело нарушая актантовую схему традиционной сказки, Борис Худимов приглашает нас не просто посмеяться. Он даёт возможность вдруг обнаружить для себя: традиционной оппозиции добра и зла не существует. Просто добро многолико, а зло - это то добро, чьё лицо мы разглядеть не смогли.

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Сергей Алхутов

Борис Худимов

Сказка про Иннокентия, Иннокентьева сына

Жили-были дед и баба. Вот только детей у них не было. Погоревали, да делать нечего: завели.

Ребенок рос не по дням, не по часам, а моментально. Вырос малыш большой-пребольшой: косая сажень в плечах, голова на плечах и руки с плеч.

Увидели его дед с бабой и ахнули.

— Как зовут тебя, сыночек? — спросила баба.

— Иннокентий.

— Совсем, как меня, — прослезился дед. И зажили они втроем дружно и счастливо. Но вот однажды беда пришла. Завелась в чистом поле огромная рыбина. Да беда не в том, что она завелась, а в том, что она воздуху много потребляла. И кругом дышать стало труднее. А так случилось, что дед, баба и Иннокентий жили как раз кругом. Дед плачет, баба плачет, а Иннокентий говорит:

— Будет вам горевать-то. Сделайте мне коня, готовьте одежду богатырскую и меч — пойду рыбу воевать.

Пуще прежнего заплакали дед с бабой:

— Нет у нас, сыночек, ни другого, ни третьего, и коня не из чего сделать.

— Ну хоть удочка у вас есть богатырская? — спросил Иннокентий.

— Это завсегда в хозяйстве имеется, — сказал дед. — Выдь во двор — там и увидишь.

Вышел Иннокентий во двор, глядь: а там сосны растут. Выбрал богатырь ту, что обхватить смог, срубил ее и как кинет в небо. Ждал-ждал ее Иннокентий, так и не дождался.

Срубил богатырь вторую сосну в два обхвата и как кинет се в небо. Но на этот раз промахнулся.

Срубил тогда богатырь самую большую сосну в три обхвата — и хотел было бросить ее в небо, да не смог. Собрался богатырь с силами и попытался хоть куда-нибудь бросить сосну — не получилось. Закричал тогда богатырь страшно и попробовал приподнять ее — не смог.

— Эта удочка про меня, — сказал Иннокентий. Из всего, что было в доме, Иннокентий скрутил веревку богатырскую в три погибели и приладил ее к верхушке удочки. Привязал к веревке плуг заместо крючка и все.

Подошел Иннокентий к отцу с матерью, поклонился им в пояс и говорит:

— Вы уж тут без меня поосторожней, а то сосной может пришибить, если воротится.

— Ты, сынок, за нас не переживай: не воротится сосна, ну и бог с ней — новая вырастет — лишь бы ты возвратился, — сказали дед с бабой.

Иннокентий выпрямился, привязал к быкам удочку богатырскую и тронулся в путь.

Приехал Иннокентий в чистое поле, отвязал удочку богатырскую, поплевал на плуг-крючок, забросил его в поле и стал ждать.

Вдруг — клюет. Обрадовался Иннокентий, схватил веревку и принялся тащить. Глядь — а на крючке не рыба, а заяц.

— Ты почему не рыба? — спросил Иннокентий.

— Не умею я, — ответил заяц. — Отпусти меня, Иннокентий, Иннокентьев сын, а я тебе пригожусь.

— Я пришел в чисто поле чудо-рыбу воевать, чтобы она весь воздух не выдыхала. Чем, ты, заяц, сможешь мне помочь?

— Я умею сучить и прясть ушами.

— Авось, сгодится. Вдруг, сучить чего понадобится, — подумал Иннокентий и отпустил зайца. Только его и видели.

Делать нечего — поплевал Иннокентий на плуг-крючок и забросил его в чисто поле.

Вдруг — опять клюет. Обрадовался Иннокентий, вытащил веревку — глядь, а на крючке не рыба, не заяц, а волк.

— А где заяц? — спросил Иннокентий.

— Сам его ищу, — ответил волк.

-Тьфу, попутал ты меня — рыба где?

— Не знаю, — сказал волк. — Отпусти ты меня, Иннокентий, Иннокентьев сын, а я тебе пригожусь.

— Я пришел в чисто поле чудо-рыбу воевать, чтобы она весь воздух не выдыхала. Чем ты, волк, сможешь мне помочь?

— Я умею выть на луну.

— А на рыбу сможешь?

— Нет, только на луну.

— Авось, сгодится, вдруг луну воевать придется, — подумал Иннокентий и отпустил волка. Только его и видели.

Опять делать нечего — поплевал Иннокентий на плуг-крючок, забросил его в чисто поле и стал ждать.

Вдруг, как клюнет! Обрадовался Иннокентий, вытащил веревку — глядь, а на крючке не рыба, не заяц, не волк, а медведь.

— Ты тоже не знаешь, где рыба? — спросил Иннокентий.

— И чего всем вам эта рыба далась, — сказал медведь. — Заяц давеча у меня спросил, где рыба; волк спросил, а теперь ты. Не знаю я, где рыба. Отпусти ты меня лучше, Иннокентий, Иннокентьев сын, а я тебе за это сгожусь.

— А что ты умеешь делать?

— Я могу сосать лапу.

— А рыбу всосешь?

— Дак, нет.

— Вдруг, пососать чего захочется, так хоть прийду к медведю лапу сосать, — подумал Иннокентий и отпустил медведя. Только его и видели.

И снова — делать нечего — поплевал Иннокентий на плуг-крючок, забросил его в чисто поле и стал ждать.

Долго ждал Иннокентий, а клева все нет и нет — закончился клев. Надо сменить место, подумал он.

Собрался богатырь, привязал удочку к быкам и отправился искать рыбное место.

Долго ли, коротко ли шел Иннокентий, как вдруг прямо перед собой увидел огромную рыбину.

Чудо-рыба лежала на животе и шумно дышала.

— Хватит наш воздух выдыхивать! — вскричал богатырь. — Я Иннокентий, Иннокентьев сын, пришел изловить тебя! — Иннокентий бросился к удочке и закинул в сторону рыбы плуг-крючок.

Рыба не клевала.

Еще и еще забрасывал Иннокентий крючок, но рыба даже с места не сдвинулась.

Опечалился Иннокентий. Как вдруг перед ним появились заяц, волк и медведь.

— Не кручинься, Иннокентий, Иннокентьев сын. Мы поможем тебе рыбу воевать, — сказали звери и бросились к рыбе.

Заяц принялся прясть и сучить ушами, волк побежал искать луну, а медведь обошел рыбу сзади и начал сосать лапу.

С новыми силами Иннокентий взял в руки плуг-крючок и бросил его в сторону рыбы.

Рыба не клевала. Как ни старались Иннокентий и звери, рыба не хотела клевать.

Наконец, все устали и присели отдохнуть, а тут рыба вдруг и говорит:

— Не изловить вам меня, Кеша, я не дотянусь до крючка. Давай по-хорошему договоримся.

— Давай, — обрадовался Иннокентий.

— Мы, наверное, не нужны тебе больше, — сказали звери. — Может, мы пойдем?

— Спасибо за службу, друзья. Заходите, если что, — сказал Иннокентий.

— Обязательно зайдем, — сказали звери и ушли. Иннокентий обратился к рыбе:

— Значит так, рыба, ты прекращаешь выдыхивать наш воздух, а я не буду тебя больше воевать — только чтоб по-честному.

— Нет, Кеша, Кешин сын, так не пойдет, — сказала рыба. — Ты отнеси меня к морю-океану и выпусти, а за это я исполню три твоих желания.

Подумал Иннокентий и согласился.

— Первое мое желание такое будет: хочу, чтобы ты сама к морю-океану добралась, а то я тебя не дотащу.

— Это можно, — сказала рыба. — Раз. Обрадовался Иннокентий и поцеловал рыбу.

— Два, — сказала рыба и вдруг превратилась в прекрасную девушку невиданной красоты. Иннокентий остолбенел, а девушка поклонилась ему в пояс и говорит:

— Спасибо тебе, Кеша, за то, что ты меня расколдовал. Загадывай же последнее желание.

— Ай, да девка, ай, да по мне, — подумал Иннокентий и вслух со всего размаху поцеловал девушку.

И тут произошло другое чудо. Прекрасная девушка превратилась в большую жабу.

— Спасибо тебе, Кеша, за то, что совсем расколдовал меня. Злой волшебник превратил меня в девушку, а потом в рыбу. Но теперь я свободна! Ква! — сказала жаба и упрыгала прочь.

Тут и сказке конец.

Какой неожиданный конец у этой сказки. Вроде бы все было хорошо и тут на тебе — плохо. Вы знаете, я даже расстроился, когда такой конец получился. А каково сейчас Иннокентию! Но, с другой стороны, как хорошо с жабой получилось. Представляете, как все родственники этой жабы радуются и как они все там поженились. А Иннокентия жалеть не надо. Он герой. Героям — слава! А жабам — свободу и счастье.

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Борис Худимов
: Сказка про Иннокентия, Иннокентьева сына. Сказки и притчи.
По форме - текст, построенный на намеренных нарушениях традиционных актантовых схем. По содержанию - история о том, что зло есть неузнанное добро.
29.11.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(112): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275