h Точка . Зрения - Lito.ru. Анастасия Яковлева-Помогаева: ИНДУСТРИЯ ПРОТЕСТА (Критические статьи).. Поэты, писатели, современная литература
О проекте | Правила | Help | Редакция | Авторы | Тексты


сделать стартовой | в закладки









Анастасия Яковлева-Помогаева: ИНДУСТРИЯ ПРОТЕСТА.

В этой статье для меня все просто. Потому что древняя дискуссия. И все крайне сложно и интересно, потому что эта дискуссия историческая, ее ведут поколения, она не может закончиться и только в ее собственно процессе - ее суть.

Мое глубокое и достаточно простое убеждение заключается в том, что в литературном процессе как таковом сосуществуют две полярные и радикальные точки зрения:

1. Литература - это святое. Там не должно быть мата. Там не должно быть секса, грязи, пошлостей. Ах, как вы можете писать матом! Это же такая грязь! Да вы все, молодые и борзые, свиньи и пошляки, фу на вас! Вы просто юные, извините, засранцы, которые прибежали, трусы сняли, помочились и сгинете как бесята, потому что вы - накипь и литература пойдет дальше без вас. Настоящая истинная наша литература!

2. Ах вы старые кочерыжки! Да е*** вашу литературу с вашим Пушкиным, вы выжили из ума, ваш язык плоский и бледный, ваша этика гнилая и мхом покрылась! А вот мы - ультра, мы самые современные и вам за нами не угнаться. Язык живой, а музей "П" - это то, что вам не понять, но то, что сейчас главное! Нам нравится в этом музее и что??? Не лишайте нас свободы, ретрограды, вы уже ничего не умеете, а мы ищем и мы - протестуем против заплесневелого и окаменевшего г***!

И вот теперь... Можно закатить очень долгий и плодотворный спор. Однако я резюмирую. По возможности кратко.

Мне очевидны две вещи.
[b]Первое. Литературу нельзя низводить до хамства, пошлости, сальностей, матерщины. Это культура, не зря язык - кладезь и душа народа, это надо беречь. Нельзя выхолащивать литературу, этому есть трагические последствия в мировой истории. Да и потом, если так уж надо, ругайтесь матом дома, зачем орать на весь автобус?

Второе. Литература не может быть безжизненной, ей нужен воздух, движение, поиск, внутренняя свобода и эти вещи часто нуждаются в мате (не матерщине) как в одном из выразительных средств. Литература не должна погибать в пыли. Она двигается и путь ее извилист. И как бы он извилист ни был, он оправдан - ее выживанием, яркостью. В литературе много потоков и не все они чистые. Точнее, поток всегда мутный и пусть пить из него часто нельзя. Однако если его запретить, иссякнет озеро, питаемое родниками, озеро, в котором и отстаивается когда-то мутная вода[/b]

Выживание? Хорошее слово. А какой ценой и ответственностью? И вот тут все дело в мере ответственности. Каждого автора. Только потому что он - автор, глашатай, его слышат многие.

Но это, в свою очередь - ответственность, уже дело каждого - вкуса, личности, убеждений, силы - каждого.

[b]Но у каждого они свои. Вкус, убеждения, сила. И Эго и Бог у каждого свои. Но в этом, только своем, и суть - литературы.[/b]

Редактор литературного журнала «Точка Зрения», 
Арсений Гончуков

Анастасия Яковлева-Помогаева

ИНДУСТРИЯ ПРОТЕСТА

Здравствуйте, мастера маскировочного эпатажа.

Изначально предвижу вашу реакцию на написанное мной. Меня сразу же обвинят в бюрократической тягомотине, вкусовщине, заскорузлости мышления, в приверженности примитивному реализму. Да и мало ли ярлыков могут нацепить современные "свободомыслящие" люди. Поэтому, в своей статье я не буду пользоваться голословной риторикой, а воспользуюсь периодическими изданиями, тиражирующими интервью со знаменитыми эпатажистами. Достойно прокомментировать которые мне поможет книга социолога Пьера Бурдье (Бурдье П. Социология политики - М.: Socio-Logos, 1993 - 336с). Но в начале предыстория.

1517 год. Витенбергский монах, Мартин Лютер прибил над входом в собор свои знаменитые "Девяносто пять тезисов", с которых началась история Протестантизма. Не имеет смысла подробно останавливаться на их содержании, достаточно отметить одно, а именно, что церковь не может быть посредником между Богом и человеком, и человек спасается исключительно за счет своей ИНДИВИДУАЛЬНОЙ веры. То есть, церковь уже мыслилась не как "Мистическое Тело Христово", а как сумма индивидов, которых объединяет лишь некоторая общность убеждений. Таким образом, акцент был смещен с общего на индивидуальное. Возникает вопрос, почему тезисы Лютера так пришлись по вкусу немецкому бюргерству, что подвигли его на борьбу с католической церковью? Потому, что давали возможность мелкому, ущемленному в правах буржуа чувствовать значимость своего "Эго". И это положило начало формированию идеологии, ныне называемой "либерализм". Либерализм - идеология уже чисто светская, а потому в ней более рельефно выступает то, что в протестантской идеологии содержалось еще в зачаточном состоянии. То есть такие идеи как "свобода личности", "безусловное право иметь собственное мнение", "право на свободную самореализацию" (можно подумать, что это исполняется, впрочем, идеология, по определению, ложное сознание). В современных условиях все эти красивые лозунги на деле оказываются чистой фикцией. При внимательном взгляде обнаруживается их функция в качестве ширмы для прикрытия чисто буржуазных филистерских интересов, что было блестяще проиллюстрировано Бурдье в работе "Политические позиции и культурный капитал".

К сожалению, Бурдье не знал ни Алины Витухновской, ни Андрея Родионова (с его "шедевральным" стихотворением "Я бы создал музей пизды") ни прочих представителей "актуальной поэзии". Действительно очень жаль, что маэстро не побывал в такой трогательной кунсткамере постсоветской эпохи. Он бы нашел благодатную почву для применения своего метода не только для политического поля, но и для поля литературного.

Эпатаж был присущ всегда всем видам искусства. Достаточно вспомнить шокирующие выходки французских дадаистов, или русских футуристов. Но в то время эпатаж применялся скорее как средство, нежели как цель. Это была действительно перчатка в лицо мещанскому обществу, как в свое время сказал Маяковский:


"Трясущимся людям
в квартирное тихо
стоглазое зарево рвется с пристани "


Но с начала девяностых годов двадцатого века ситуация кардинально изменилась. Наступила эпоха симулякров, то есть подделок. В политике (достаточно вспомнить революции всех цветов радуги), рекламе (классический пример), симуклякры так называемых "рок - групп" ("Король и Шут", "Земфира", "Муммий Тролль", "Ленинград" которые все причисляют к року, но совершенно не понятно какое отношение они имеют к подлинному духу рок музыки и рок поэзии.). То же самое творится и в литературе. Мещанское общество поняло, что протест - штука коммерчески выгодная, и, похоже, возникла целая индустрия производства протеста.

Насколько симулякр, названный - "актуальной литературой", калькируя форму протеста, является таковым на самом деле?

Ярким отличием симулякра от оригинала является желание угодить определенному слою населения. Наиболее продвинутые писательские особи умудряются угождать сразу нескольким целевым аудиториям. Для этого достаточно вступить в какую-то маргинальную партию типа российской НБП или украинской Поры, которые на самом деле не имеют никакого реального политического влияния, но при этом создают много шума. В такой ситуации писательскому симулякру очень комфортно. Он может только кидать "шокирующие" лозунги и ничего реально не предпринимать, одновременно угождая недовольным политикой правительства слоям населения, а так же самому правительству тем, что потенциал протеста нейтрализует в социально приемлемую форму. Говоря проще, крикнувший: "Бей вора", за самим вором боится бежать. Хрестоматийный пример- Эдуард Лимонов.

Использование молодежного ресурса. Молодежи куда более просто что-либо "впарить", чем взрослому человеку (например, средний возраст участников фестиваля "актуальной" поэзии не превышал 30 лет (Полит.Ру)).

Солидного же возраста писатель-симулякр отчаянно молодится и зачастую подыгрывает молодежи, одеваясь, как она, используя молодежный сленг, то есть, маскируясь во всю. Подростки больше подвержены "стадному инстинкту". Уже имея потребность в интеллектуальном общении, еще не умея отделять "зерна от плевел", попадаются на крючок протестности. Но подобную маскировку можно подать лозунгом. Например, как делает это одна из особей, практикующих дешевый эпатаж, а именно Алина Витухновская в своем интервью журналу "ШО" (№9, сентябрь 2006 года): "ШО: Что пленит тебя в юных мальчиках? А.В.: В молодых людях мне близок БУНТОВСКИЙ (это не описка, так в журнале было написано, так что сие бунтовское не бунтарское "выражовывание" не на моей совести) дух, который подавляется обществом и возрастом.

К подобной маскировке можно отнести и постоянное использование мата, чаще бессмысленное, чем имеющее хоть какую-то смысловую нагрузку. Подростки ругаются матом? Так и мы "в доску" свои, контркультурные. Хочу процитировать особенно понравившейся мне кусочек интервью того же журнала с Сергеем Жаданом ("ШО"№3 Март 2006): "ШО: У тебя ведь есть настоящие диалоги! С.Ж: ...потому что я употребляю слово "х.й"."

Не подумай, наивный читатель, что умение создать диалоги зависит от мастерства автора. Рецепт диалогов, как оказалось, очень прост. Главное матернуться четыре раза на три слова, и правда-матка жизни высказана.

Кроме того, как добропорядочные истинные буржуа от пера, современные эпатажные поэты стремятся высказать свое мнение, "принципиально" отличное от других, везде, где это можно, и в основном, где это не важно. Причем, вне зависимости от того, компетентны ли они в подобных вещах или нет. "Так, можно было показать, что противопоставление между редким, изысканным, избранным, уникальным, исключительным, непохожим, незаменимым, несравнимым, оригинальным и общим, вульгарным, банальным....со всеми примыкающими сюда противопоставлениями - все это является одним из основополагающих измерений моральной и эстетической лексики буржуазии (другие организуются вокруг противопоставления достатка и бедности)". То есть, стремление эпатажистов к оригинальности и непохожести исходит не от них самих, а порождается существующей системой, и является одной из форм утверждения мировоззренческих установок господствующего класса. Лишним тому подтверждением является особенность говорить лозунгами, более чем характерная для эпатажистов низшего толка ( Алина Витухновская: "Я хочу быть Иисусом Христом зла, распятым на свастике..."( "ШО"№9 сентябро2006 стр 6.). То есть, можно высказывать любые абсурдные и "шокирующие" мнения, но не там, где это особо важно: "Но наивно эгоистические диспозиции мелких буржуа не имеют ничего общего с тонким эгоизмом тех, кто может утвердить единичность своей личности всей своей практикой и, прежде всего через свою профессию - свободную деятельность, свободно выбранную и свободно осуществляемую".

Понимаю, что для полноты статьи , я должна была бы еще сказать о содержании подобных опусов, но имеет ли смысл говорить о том, чего, сущности, нет?

Судите сами, а если есть желание, то и придумайте любую заумную концепцию для подобных стихов.


Если бы был музей пизды,
Я бы ходил в него каждый день,
Хотя на улице и так музей пизды
Каждый день, каждый день.
Там, где над ржавыми фонарями
Собираются ночные мухи,
И там, откуда из мистических дверей наблюдают
За тобой древесные духи.
Везде праздник Весны,
Везде повсюду спокойно,
Лишь Она не приходит в музей пизды,
Она хочет мне сделать больно.
И я поднимаю перстень, сделанный индейцем,
С дешевым треснутым сердоликом,
С камнем, который когда-то был сердцем
Крылатому ящеру с отвратительным ликом.
И кричу ПОСИДИ ХОТЬ РАЗ СО МНОЙ,
СПУСТИСЬ, ПОГОВОРИ СО МНОЙ.
И кидаю перстень в мусорное ведро,
И бегу со всех ног в сторону метро.
Вдруг какой-нибудь пьяный мужик
Место в парке мое займет
И ТЫ к нему прилетишь
И моим именем его назовешь.
И он тогда вот удивится
И, наверное, обрадуется
Если ты, конечно, не явишься к нему в своем настоящем виде,
В котором ты, мягко говоря, далеко не красавица.
И даже если ты к нему явишься
Крылатой зубастой бестией,
Не исключено, что даже так ты ему понравишься.
Что ж, так будет даже лучше, даже чудеснее.
А я убегу, ведь мне важен
Только сам факт чуда ожидания.
Я не настолько, твою мать, отважен,
Чтоб знакомиться с древнейшими жителями
мироздания.
Один лишь тот факт, что это мазово
И все - мне достаточно - мне этого хватит,
ТЫ прилетишь -
А я уже в ново-ебенево
В квартире, где мне,
Ни о чем не спросив, накатят.

Андрей Родионов
"эпилептическая мясорубка"


Или



Отражение светского некрореализма
Папа умер.
Ты же, помнишь,
Обещал
Из снегурочки выпить кровь?
Это не стих,
А стихитрость,
Когда вместо требуемого "любовь"
В виду имеется "алюминий".
Алина Витухновская


И в завершение, вместо эпилога или даже постскриптума, хотелось бы сказать, что лично мне среди этого всего вороньего геволта было обидно увидеть Илью Кормильцева поддерживающего данную филистерскую компанию на фестивале "Киевские Лавры 2006".

То ли это комплекс пожилого человека, который изо всех сил пытается показать, что он совсем не старый, то ли это куда более меркантильные мотивы (черт его знает), но мне очень грустно от того, что человек когда-то написавший потрясающие строки:


"круговая порука мажет как копоть
я беру чью-то руку а чувствую локоть
я ищу глаза а чувствую взгляд
где выше колен находится зад
за красным восходом розовый закат"
Альтернатива. Опыт в антологии рок-поэзии М, 1991, стр139)


теперь во всю любуется этим мещанским задом, и даже в угоду ему, жирному и розовощекому, сочиняет бытописательские стишки, похожие на первые пробы пера недокурившегося до глюков пацаненка:


"я сидел и смотрел в телевизор целый день
я стрелял из пневматической винтовки в свою тень
меня не тащит
совсем не тащит
ты просишь меня чтобы я встал и пошел
пошел туда где нам с тобою будет хорошо
но нам с тобой нигде не будет хорошо
раз нас не тащит
совсем не тащит.."
(http://www.proza.com.ua/events/poezija_xxl.shtml)


Не могу понять, почему с талантливыми людьми такое происходит?

Я только надеюсь, что действительно самостоятельно мыслящие люди никогда не станут немыми целовальниками красной павианьей задницы обывательской по своей сути, якобы литературы, "эпатажной" и "актуальной".

Код для вставки анонса в Ваш блог

Точка Зрения - Lito.Ru
Анастасия Яковлева-Помогаева
: ИНДУСТРИЯ ПРОТЕСТА. Критические статьи.
Эта дискуссия историческая, ее ведут поколения, она не может закончиться и только в ее собственно процессе - ее суть.
18.12.06

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function ereg_replace() in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php:275 Stack trace: #0 /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/read.php(115): Show_html('\r\n<table border...') #1 {main} thrown in /home/users/j/j712673/domains/lito1.ru/fucktions.php on line 275