Cawa Xpy: Хонда Тадакацу: Преддверие победы.
Очерк Cawa Xpy «Преддверие победы», без сомнения, расширяет познания читателей и об истории современной Японии, и об экстраординарных особенностях человеческой психики, и написан он живо, интересно, что самое ценное – «с драйвом», как сейчас принято говорить, но… Я долго ломала голову, к чему, собственно, нам предлагается очерк о преддверии победы, ставшей одной из чтимых японских легенд. Конечно, если покопаться в памяти, словарях и оглянуться вокруг, то в дне нынешнем можно отыскать множество аллюзий с этой славной историей. Однако хотелось бы, чтобы автор, сказав «А», говорил и «Б», а при необходимости проговаривал все буквы алфавита. Ибо в этом – умении построить свою личную концепцию некоего современного явления на исторических примерах – отчасти и заключается профессионализм публициста. В противном же случае выступление, вырванное из контекста, известного одному лишь автору, остается пустым сотрясанием воздуха. Как бы художественно живо оно ни было.
Объяснить, ради чего и отчего поднимается эта экзотическая тема, можно было двумя путями: в самом тексте или в предисловии, в авторском комментарии к нему. Кстати, комментарий, просто из этических соображений, должен был включать побольше информации о герое очерка. Надо же рассчитывать на аудиторию, которой мало что известно об эпохе феодальной раздробленности в Японии! А таковая составляет убедительное большинство. Я, имея диплом историка-архивиста, не боюсь признаться, что плохо «подкована» в японской истории. Готова уважать автора за его образованность. Но после того, как он проявит уважение ко мне, читателю, сделав свою образованность более доступной.
Выставляю этот очерк в надежде, что он послужит уроком и примером всем прочим нашим публицистам. Просто-таки хрестоматийный пример: в публицистике должно быть абсолютно прозрачно, ради чего она написана, и какой смысл в нее вкладывал автор. А то можно, грешным делом, подумать, что Cawa Xpy некуда было девать институтский реферат – так почему бы не на «Точку зрения» выложить?..
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Елена Сафронова
|