Ольга Татаринова: Из книги "Московский вечер" (2).
Ольга Татаринова — известная поэтесса, и не менее известный поэт-переводчик. Сегодня я представляю ее ранние стихи, написанные более двадцати лет назад. Читать такие вещи особо интересно, потому что как правило ранние стихи отличаются от стихов зрелого мастера: в них больше молодого порыва, они полны юной энергии, грусть и тоска, если они там встречаются, тоже иные. Но в них уже проглядывается то, что станет потом стилем мастера, его отличительной чертой, его голосом в поэзии. Если чяеловек талантлив, он талатлив изначально, с первых строк. Ольга Татаринова - именно такой автор.
Ее осенние акварели изумительны, образны, язык богат красками и нестандартен в изобразительных средствах:
"только в груде золы вдруг бессвязная искра
просверкнет, никому выражая, как быстро
догорели надежды планеты речистой,
отзвучал звук рожка, на котором дудел
кровожадный циклоп Полифем.
Что же было, зачем эти краски земли
на кремнистой основе небесной твердыни
духоядно и пламенно произросли,
отчего до скончания дней мы твердили,
исчезая в дыму отгорающих лет,
о какойто надежде на будущий свет —
не для этого ль мига себя возводили?..."
Это разговор поэта скорее не с читателем, а с Богом, что и присуще поэтам милостью божьей. За знаком, меткой видится большее, так, к примеру,
"Лебеди в Куле" - это лишь повод задуматься о ходе времен и судьбе миров:
"О, счет веков благополучный,
когда судьба других миров,
их путь зловещий, скорбный, млечный
сокрыты дымкой облаков"
И снова лебединая тема легких, но насыщенных паолетом, и красивых, как этот самый полет, стихов:
" я рассказал тебе про лебедей,
про их полет, высокий и прекрасный,
про дальний и зеленый свет луны,
про звук в моей душе печальный, стройный —
и кончив свой рассказ, один остался,
совсем один на берегу реки. .."
И снова тема тоски и одиночества, и еще один мотив - в дополнение - тема непонимания поэта редакторами ( как часто именно начинающие и талантливые страдают от этого!):
"Мой дорогой редактор, вам
по ночам не являются привидения?
Окровавленные тени? Опухшие дети?
Не являются призраки
продрогшие от холода
голубыми губами шелестящие
голубые стихи?"
Стихи - дети, их надо беречь, легкие, голубые ( в цвет неба!), ты отдаешь их, доверяя самое дорогое, потому как ... дети же...
С этих ранних стихах Ольги много этого самого - голубизны, неба, полета, обиды на непонимание чертсвыми душами, но и душевной щедрости, потому как полет несмотря ни на что:
"Все отняли, что давали,
и все отдала, что брала —
лесные сизые дали,
золоченые купола.
Но чудом душа успела
угадать свой неведомый дом:
вспыхнула и взлетела,
рассыпаясь полночным огнем"
Читайте эти строки и прикоснитесь к небу, небу восьмидесятых, где много чистоты и романтики!
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Виолетта Баша
|