Александр Руденко: Пост.
Собственно, это не повесть, это большой рассказ. Повесть – по типографским понятиям – более полутора авторских листов, а лист – 44 тысячи знаков, а в «Посту» – меньше. Если я, конечно, ничего не напутал. Но не в этом дело.
Дело в другом.
Этот рассказ – как мне показалось – рассказ про опыты над крысами, да-жда, над лабораторными крысами. Крысу берут из вольера, пусткают в лабиринт («Сказали одному мужику у нас на заводе, мол, бочку будешь охранять. Руководящие люди сказали»). Крыса начинает искать выход...
И видно, что крыса эта – заводная игрушка, понятный механизм, и если дважды два - то четыре, и даже не важно, сложишь ты или перемножишь, четыре будет и так и так. И понятно становится, что механика нашего, крысиного, поведения все предопределяет, что если известны начальные условия, то можно посчитать ответ. Крыса механическая, да. Весь рассказ это переадресованная активность, условные рефлексы, вытеснение, сублимация и прочие односложные действия.
Но, возможно, есть что-то ещё. Всё зависит от того, что в голове у механической крысы, читающей рассказ «Пост», крысы, читающей записи эксперимента над другой крысой.
А, крыса, как ты думаешь?
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Василий Гаврилюк
|