Виолетта Баша: Юрий Назаров: "ТАРКОВСКИЙ НАУЧИЛ МЕНЯ ЛЮБИТЬ РОССИЮ".
Юрий Назаров в «Маленькой Вере», как написали в какой-то газете после выхода фильма на экраны, «пугающе реалистичен». Так же как и его партнёрша Людмила Зайцева, которая исполняла роль его супруги, вечно заморенной и заторможенной швеи из провинциального города. Когда я прочитал эти слова в газете, помнится, подумал: «А ведь как точно сформулировано! Именно «пугающе». Потому что эти люди удивительно похожи на тех, кого я вижу каждый день». Я смотрел фильм, и мне казалось, что это снято о моём родном городе.
Вот Вера, девчонка из соседнего дома: целыми днями ходит в линялом халатике, зевает, скучает, готовится к вечерним приключениям, а по вечерам, заметно преобразившись, несётся на дискотеки… ну, скажем, куда-нибудь к гостинице «Турист». Вот её братец – судя по всему, отличник по жизни — студент, которым должно быть, гордится семья… но, получается, мужичок-то лицемерный, двуличный, умеет говорить правильно, да и делает почти всё правильно, но родителей вынужден «терпеть», а к сеструхе равнодушен. А вот и их родители, типичные пролетарии из Мариуполя. Мама пашет на швейфабрике (в нашем городе это произносится именно так), каждое утро поднимается чуть свет с больной головой, не выспавшись (потому что дома работы до глубокой ночи), выходит на нашу улицу Розы Люксембург, поднимается по Гамбургскому спуску на бывшую главную площадь города и по утренней духоте идёт на работу. А вечером утомленной швее уже не до глупых проблем своих детей, было бы тихо в доме…
А вот и её муж в исполнении Юрия Назарова: ну совсем наш человек, «пугающе реалистичен» со своим нездоровым возбуждением в предвкушении выпивки («Вперёд и с песнями»), со своими натужным «Ну что ж, мы тоже любим пошутить…» Дочку этот шофёр любит болезненно, но вряд ли что-то сделал для неё хорошее. Перед дочкой он слаб, а перед будущим зятем растерян: он, зять, его раздражает. Будущий зять у него умник, циник и откровенно презирает отца Верки. А герой Юрия Назарова злится, неумело прячет неприязнь, которая в конце концов всё-таки выходит наружу. Даже голос, манера изъясняться у героя Юрия Назарова – совсем как у соседа через улицу напротив: он, этот сосед, по вечерам приходит в наш двор поиграть в домино при свете одинокой лампы, вокруг которой вьётся рой мошкары, и мрачно матерится сквозь зубы, когда «не идёт камень». Неужели же это всего лишь сыграно, неужели это «то самое» — мастерство актёра? Ведь никаких швов, никакой фальши. Блестящая работа Юрия Назарова...
Да и город, в котором происходит действие «Маленькой Веры», подозрительно смахивает на Мариуполь. Вот сквер с бюстом Жданова. Общежитие студентов-металлургов — есть у нас и такое, один к одному. Вот бесконечный заводской забор, за которыми стеной стоят трубы и металлургические печи. Вот железнодорожная больница, построенная буквально на шпалах и рельсах (можно ли в такой больнице, в таких условиях вылечиться?). Вот даже море… Азовское, что ли? Наваждение какое-то. Очень похоже на Мариуполь – и обстановка, в которой снимался фильм, и сами герои (актёры словно подсмотрели их именно в этом городе).
Когда я всё это рассказал однажды своему всезнающему другу, он как-то странно посмотрел на меня и произнёс: «Ты что, придуриваешься?» «А что?» — не понял я. «Неужели же тебе не известно, что фильм снимался именно у нас в городе, да и сам режиссёр Василий Пичул родом из Мариуполя?» «А Назаров? Он тоже наш земляк?» На этот вопрос я не получил ответа, но это и не важно. Наверно, Юрий Назаров увидел своего героя в городе, где снимался фильм, и передал черты этого несчастного выпивохи в точности – без нажима и излишнего трагизма, потому и получилось так «пугающе» и убедительно.
Перед вами интервью с этим замечательным актёром.
Редактор литературного журнала «Точка Зрения», Алексей Петров
|